Астрономы объяснили длительность солнечного цикла

Повышение квалификации

Исследователи смоделировали "магнитное динамо" Солнца.

Ученые смоделировали "магнитное динамо" Солнца

Международная группа ученых провела компьютерное моделирование "магнитного динамо" Солнца, что помогло им объяснить, почему цикл солнечной активности длится 11 лет и доказать, что оно относится к звездам солнечного типа. Выводы исследователей были опубликованы в журнале Science.

Исследователи провели моделирование процессов, которые проходят в конвективной зоне  Солнца – области, на которую приходится около 40% недр звезды и которая играет ключевую роль в перемешивании ее вещества.

Происходящее здесь можно сравнить с перемешиванием воды в кастрюле, подогреваемой на огне. Конвекция, связанная с теплообменом, вызывает движения заряженной плазмы. Благодаря этому возникает глобальное магнитное поле Солнца, задающее циклическую активность процессов в верхних слоях звезды, включая атмосферу. Ученым удалось смоделировать эти процессы для конвективных зон Солнца и других звезд его типа, точные данные по которым были собраны космическим телескопом Gaia.

Моделирование позволило показать, что циклы магнитной активности звезды коррелируют с периодичностью ее вращения, а также с ее светимостью. Чем быстрее звезда вращается, тем длиннее циклы активности, чем ярче излучает – тем они короче. Эта связь описывается числом Россби, величиной, которая описывает влияние вращения на вращающийся поток (например, торнадо): продолжительность циклов обратно пропорциональна этому числу.