Неисправности электродвигателей постоянного тока

Повышение квалификации

ИЗМЕРЕНИЯ

Скорость вращения электродвигателей малой мощности рекомендуется измерять специальным прибором — строботахометром, так как он не создает нагрузку на электродвигатель. Для измерения скорости этим прибором на какую-либо деталь, вращающуюся вместе с валом двигателя, наносят белой краской в виде сектора метку, доступную для освещения лампой строботахометра — строботроном. Затем на. шкале строботахометра устанавливают скорость заведомо выше скорости электродвигатели и освещают метку. Изображение метки будет многократным, и перемещающимся. Снижая частоту вспышек можно остановить тройное, двойное изображение метки и, наконец, единичное. Скорость на шкале строботахометра, соответствующая этому первому единичному изображению, является истинной скоростью вращения электродвигателя.

Вместо строботахометра можно использовать генератор звуковых частот, к выходу которого через диод подключают неболыггую неоновую лампочку. В этом случае скорость вращения электродвигателя определяют по формуле:

n = 60 f,
где n — скорость вращения, об/мил;
f — частота по шкале генератора, гц.

Э.д.с. электродвигателя измеряют при работе двигателя в режиме генератора. Вольтметр подключают к щеткам коллектора. Якорь двигателя приводят во вращение посредством ремешка или нитки от постороннего привода. Обычно э.д.с. измеряют при номинальной скорости вращения. Если скорость nизм, при которой производят измерения, отличается от номинальной nном, то э.д.с. Еном соответствующую номинальной скорости вращения рассчитывают по формуле:

где Еизм - величина э.д.с, полученная при измерении.

Нагрузку на валу, например, при проверке легкости хода механизма магнитофона, определяют по потребляемому току. Для этого необходимо иметь рабочие характеристики электродвигателя данного типа, а именно, зависимость момента на валу от потребляемого тока. Мощность на валу Р рассчитывают по формуле:

Р = 1,028 М п 10-5, вт,
где n — скорость вращения, об/мин;
М — момент на валу, Г • см.

Давление щеток и торцевых скользящих контактов измеряют пружинными динамометрами. Измерительный элемент динамометра подводится под щетку (контакт) пли соединяется с ними ниткой, топкой проволокой и т. п. Величину давления определяют и момент отрыва щетки или размыкания контактов.

СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Обнаружение нарушений в работе разрывных контактов регулятора.
Для проверки работы разрывных контактов регулятора п цепь питания электродвигателя, работающего под нагрузкой, включают миллиамперметр и наблюдают за поведением стрелки прибора. Если контакты регулятора работают нормально, стрелка слегка вздрагивает, амплитуда ее колебаний минимальная. Если же имеются нарушения в работе контактов, то стрелка отклоняется рывками, амплитуда ее колебаний тем больше, чем значительнее нарушена нормальная работа регулятора.

Место нарушения в работе скользящих контактов отыскивают при включенном электродвигателе. В цепь питания его включают миллиамперметр, якорь двигателя освещают строботроном (или неоновой лампой) и изменением частоты вспышек лампочки останавливают изображение якоря в неоновом свете. Затем иголкой или тонкой палочкой поочередно прикасаются к щеткам коллектора и колец, неподвижным торцевым контактам и, слегка нажимал на них, следят за показаниями миллиамперметра и изображением якоря.

При прикосновении к неисправному узлу показания прибора и скорость вращения будут изменяться, и изображение якоря будет поворачиваться в направлении вращения. Прикосновение к нормально работающим узлам не вызывает таких изменений.

Характерным признаком наличия короткозамкнутых витков и обрыва обмотки якоря является повышенное искрение щеток коллектора. На пластинах коллектора, соединенных с поврежденной секцией, появляется черный нагар. Иногда наблюдаются мертвые точки при пуске электродвигателя.

Найти поврежденную секцию можно при испытании якоря переменным током. С этой целью к соседним коллекторным пластинам через миллиамперметр переменного тока подключают такое напряжение, при котором ток через электродвигатель не превышает номинального, и по очереди измеряют ток между всеми соседними пластинами. Между пластинами поврежденной секции ток будет резко отличаться: он будет меньше при обрыве и больше — при коротком замыкании в обмотке.

Этот способ неприменим к электродвигателям у которых количество витков в секциях неодинаково (например, ДКС - 8).

НАЛАЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

Профилактика и ремонт микродвигателей требуют определенных навыков, поэтому не следует разбирать нормально работающий электродвигатель, так как любая разборка, если она не вызвана необходимостью, может принести только вред. Некоторые электродвигатели, например, МД-0,35-2000-9, вообще не рассчитаны на разборку.

Электродвигатели 4ДКС - 8, ЗДПРС, ДКС - 8 имеют разборную конструкцию, по намагничены в собранном виде н могут частично размагнититься при полной разборке. Якори двигателей со стальным сердечником (типа 4ДКС - 8, ДКС - 8) можно извлекать в том случае, если одновременно с выдвижением якоря между полюсами статора вводить стальной сердечник, замыкающий магнитный поток магнитов.

При разборке на сопрягаемых деталях в местах стыка полезно наносить риски, которые впоследствии послужат ориентиром для правильной сборки. Осмотр деталей двигателя удобно производить через лупу с четырехкратным увеличением.

Для протирки и чистки, во избежание засорения, следует пользоваться безворсными тканями, а для промывки — применять только чистый спирт (для контактов) и бензин Б - 70.

Скорость вращения устанавливают при номинальных нагрузке и напряжении изменением натяжения возвратных пружин центробежного регулятора. Номинальную нагрузку создают крыльчаткой или непосредственно лентопротяжным механизмом магнитофона и определяют ориентировочно по потребляемому току. Регулировать скорость вращения следует с той транзисторной схемой, с которой двигатель будет работать в магнитофоне.

У двигателей с одной контактной парой в регуляторе (ДКС - 16, ЗДПРС, ДКС9 - 2600, МД - 0,35 - 2000 - 9) регулирование несложно: натяжением пружины скорость увеличивается, ослаблением — уменьшается. У двигателей с двумя контактными парами в регуляторе (4ДКС - 8, ДКС - 8) вначале ослабляют натяжение пружин регулятора так, чтобы скорость вращения стала ниже номинальной. Затем постепенным натяжением пружины одного из регулировочных винтов устанавливают номинальную скорость вращения.

Далее, освободив двигатель от нагрузки, включают его на холостом ходу, с помощью строботахометра измеряют скорость вращения вала и оставляют частоту вспышек лампы строботахометра неизменной. Вторым регулировочным винтом регулируют натяжение второй пружины регулятора так, чтобы изображение метки стало медленно (не более 5 — 10 об/мин) перемещаться в направлении вращения. Если скорость вращения двигателя на холостом ходу превышает номинальную более, чем на 50 об/мин, на время настройки регулятора необходимо отпаять резистор, шунтирующий переход эмиттер — коллектор проходного транзистора.

Установка щеток на нейтраль.Установку и проверку положения щеток производят при работе двигателя в режиме генератора по максимуму э.д.с. Якорь двигателя при этом вращают с постоянной скоростью от постороннего привода.

Плавными поворотами подшипникового щита в разные стороны находят положение, при котором э.д.с. максимальна. Это положение щита соответствует расположению щеток на нейтрали. Если двигатель нереверсивный, для улучшения коммутации щетки сдвигают с нейтрали, поворачивая щит против направления вращения на 5 — 10°. Затем щит закрепляют, и на корпусе двигателя делают отметку, соответствующую правильному положению щита.

Регулировка э. д. с. Если величина э.д.с. двигателя меньше номинальной, то его намагничивают до насыщения постоянных магнитов. Для намагничивания используют электромагнит, который создает поле напряженностью не менее 5 • 103 э.

Величину э.д.с. регулируют в собранном электродвигателе, постепенно размагничивая его в поле переменного тока. Обычно для этой цели используют статор от электродвигателя переменного тока или специальную катушку, но можно применить и размагничивающий дроссель, предназначенный для стирания записей на магнитной ленте.

Чистку и промывку коллектора (колец) производят в случае загрязнения поверхности коллекторных пластин и заполнения пазов между ними продуктами износа щеток. Промывку делают бензином, а затем — спиртом. Если пыль в пазах уплотнена и не вымывается, ее извлекают стальной иглой. На время промывки щетки отводят от коллектора и удерживают в таком положении до полного высыхания его. Если поверхность коллектора имеет глубокие царапины или канавку от работы щеток,— его необходимо проточить.

Чистка контактов регулятора. Контакты разобранного регулятора промывают спиртом. Если регулятор не подлежит разборке, чистку производят тонким лепестком, вырезанным из натуральной пробки и смоченным спиртом. После промывки и высушивания контакты протирают обезжиренной в бензине замшей или пробкой.

Смазка подшипников. Шарикоподшипники заполняют смазкой на весь срок службы. Если же смазку по каким-либо причинам требуется заменить, необходимо предварительно промыть подшипники бензином и заполнить рекомендованной смазкой на три четверти свободного объема.

Стальные опилки, попавшие внутрь двигателя, удаляют ватным тампоном или стальной иглой, к острию которой хорошо притягиваются отдельные намагниченные частички.

Давление пружин торцевых скользящих контактов регулируют их подгибкой. Подгибку делают у основания пружины, следя за тем, чтобы плоскость неподвижного контакта располагалась перпендикулярно оси вращающегося контакта.

Давление винтовых цилиндрических пружин щеток устанавливают подгибкой крайних витков, либо уменьшением их числа, если пружины ослабли, а также подгибкой специальных регулировочных лепестков щеткодержателей.

http://www.chipinfo.ru/literature/radio/197108/p44-46.html