Интернет закладывался в избах - читальнях

Работа с молодежью
alt

Задача советской школы воспитывать подрастающее поколение в духе преданности своей великой Родине, владеющим основами наук, трудолюбивым, бодрым, не боящимся препятствий. Наши школьники должны обладать трудовыми навыками, уметь применять на практике полученные знания.

Выполнению этих задач активно способствует внешкольная и внеклассная работа, прививающая любовь к технике. Она помогает учащимся закреплять и углублять знания физики, математики и других наук, развивает навыки самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, вооружает школьников практическими трудовыми навыками, знакомит их с историей и современными достижениями науки и техники. Поэтому всемерное развитие этой работы дело всей общественности и прежде всего общественности технической, а следовательно и радиолюбительской.

Если говорить о радиолюбительстве, то задача облегчается тем, что наши школьники горячо интересуются радиотехникой. Пионеры и школьники всегда составляли и составляют самый многочисленный отряд советских радиолюбителей. До 194! года трудно было представить станцию юных техников или дом пионеров без радиолаборатории или хотя бы без радиокружка.

В предвоенные годы радиолюбительская работа среди учащихся получила особенно широкий размах. В свое время Наркомат просвещения РСФСР специальным приказом обязал директоров школ и работников органов народного образования оказывать всемерное содействие кружкам юных радиолюбителей, предоставлять для их работы необходимые помещения и оборудование, обеспечивать их квалифицированными руководителями. Совместно с Всесоюзным радиокомитетом были разработаны программы, нормы на значок Юный радиолюбитель, выпущен значок.

Сеть радиокружков в школах неуклонно росла, развивалась и деятельность радиолабо-раторнй внешкольных учреждений. Например, радиолабораторня Ивановской областной станции юных техников сумела добиться организации радиокружков во всех школах города. Она провела ряд семинаров по радиотехнике для преподавателей физики, разработала серию простых наглядных пособий по радиотехнике. Эти пособия были скопированы школьными кружками зля своих физических кабинетов.

Заслуженной популярностью пользовался радиокружок 1-й средней школы г. Баку, построивший комплект блестяще выполненных демонстрационных действующих схем по основам радиотехники. Кружок с успехом демонстрировал свои работы нa ряде выставок в Москве.

Школьники активно содействовали делу радиофикации. Так, юные радиолюбители Боровичского детского дома культуры (Ленинградская область) во время подготовки к XVIII съезду ВКП(б) проверили исправность 107 индивидуальных радиоустановок и сами отремонтировали 14 неисправных установок. Они же радиофицировали и электрифицировали колхозную избу-читальню.

К выборам в Советы депутатов трудящихся юные радиолюбители Ростова на Дону, Чкалова, Моршанска и других городов своими силами радиофицировали избирательные участки.

Подобных примеров можно привести сотни.

Значительно способствовали развитию радиолюбительства среди школьников всесоюзные заочные радиовыставки.

Проведенные до войны Всесоюзные заочные выставки работ юных радиолюбителей привлекли около тысячи экспонатов.

Война нанесла тяжелый урон системе внешкольных учреждений. Резко сократилось число станций юных техников, закрылись все радиолаборатории, прекратили работу школьные радиокружки.
Первый послевоенный год был годом восстановления и укрепления внешкольной технической работы. Вновь открылись многие станции юных техников. Возвратились старые, опытные работники.
Восстанавливаются и радиолаборатории внешкольных учреждений. В текущем учебном году они развернули свою работу во всех станциях юных техников, как это было и до войны.
Таким образом созданы все предпосылки для нового подъема внешкольной работы по технике и прежде всего радиолюбительства. Важно сразу же возглавить эту работу н направить ее по правильному руслу.
За это дело должны взяться в первую очередь школьные первичные организации Осоавиахима.

* *

До войны юные радиолюбители занимались главным образом длинноволновой аппаратурой. Теперь пионеры и школьники должны стать также активнейшими коротковолновиками, а старшеклассники - и операторами коллективных коротковолновых радиостанций

Для этого цёлесообразно установить три вида подготовки юных радиолюбителей.

Первый вид школьный кружок начинающих радиолюбителей. Программа такого кружка разработана в свое время Центральной станцией юных техников имени Н. М. Шверника, утверждена Всесоюзным радиокомитетом и Наркомпросом РСФСР.

В результате прохождения этой программы школьники получат элементарное представление о процессах радиопередачи н радиоприема, об устройстве радиопремиика, научатся строить детекторные и несложные ламповые приемники. Разумеется, в этих кружках необходимо обучать и приему азбуки Морзе.

Второй вид кружки юных коротковолновиков URS'oв. Члены этих кружков должны познакомиться с основами радиосвязи на коротких волнах, с конструкциями коротковолновых приемников, совершенствоваться в приеме на слух, изучать радиокоды.

Третий, повышенный вид подготовки клубы юных радиолюбителей при внешкольных учреждениях с секциями: приемной аппаратуры, URS'oв и операторов; ультракоротких волн, звукозаписи и др. Основа работы секций максимальная самодеятельность ребят. В отличие от кружков для секций не нужны стабильные программы, а лишь рекомендуемые примерные рабочие планы и тематика.

Важнейшее звено детского радиолюбительства школьный радиокружок. Практически нужно поставить дело так, чтобы кружок был в каждой средней школе и в большинстве семилетних школ. Построить для начала детекторный приемник, затем простейший ламповый, а также звуковой генератор цель, достижимая в любой школе.

На помощь школьным радиокружкам должны придти все радиоклубы Осоавиахима.

Руководить школьными радиокружками могут преподаватели физики, активисты местного радиоклуба, демобилизованные радисты, учащиеся старших классов. Здесь уместно поставить вопрос о радиолюбительской подготовке преподавателей физики. Имея более или менее полное представление о физических основах радио, учителя нередко совершенно не обладают радиолюбительской практикой. Следовательно, для них нужно систематически проводить практикумы по радиотехнике. Для этого стоило бы специально заняться созданием радиокружков во всех педагогических институтах и училищах. Польза от этого была бы несомненная.

Значительным пробелом в работе детских технических станций является полное отсутствие популярных книг по радиотехнике, написанных специально для школьников. Последний раз такая книга (А. Ф. Шевцов Юный радиолюбитель) вышла ровно десять лет назад.

В ближайшее время нужно создать популярное пособие для школьных радиокружков и выпустить его массовым тиражом. Наряду с этим необходима серия популярно-технических брошюр с описаниями различных конструкций доступных для школьных кружков.

Руководители кружков юных радиолюбителей уже много лет ждут хорошего методического пособиясправочника. Это особенно важно сейчас, так как и учйтеля и многие внешкольные работники плохо знакомы с практикой коротковолнового радиолюбительства. Слово за Учебио-педагогическим издательством Министерства просвещения РСФСР, призванным выпускать педагогическую литературу.

Ни на минуту не следует упускать вопросы идейно-политического воспитания юных радиолюбителей; надо систематически знакомить их с развитием радиофикации и радиопромышленности в новой сталинской пятилетке, с широкими перспективами применения коротких н ультракоротких волн в самых разнообразных отраслях науки и техники; рассказывать о подвигах радистов в Великой Отечественной войне; чаще устраивать встречи с активными коротковолновиками, с офицерами войск связи Советской Армии. Важно, чтобы с первых же шагов своей деятельности радиокружки в школах ставили перед собой задачу практической помощи в радиофикации страны. Радиофикация школы, обслуживание радиоустановки в избе-читальне, помощь радиоузлу в своем селе при исправлении радиоточек и постройка ветряков для питання радиоустановок, организация усиления речей ораторов на митингах и больших собраниях все это с успехом могут осуществлять наши раднокружки.

Третья заочная выставка работ юиых радиолюбителей, проводимая в 194647 году как самостоятельный раздел 6-й Всесоюзной заочной радновыставки, поможет наиболее полно выявить состояние работы кружков и отдельных юных радиолюбителей. Долг всей радиолюбительской и педагогической общественности добиваться того, чтобы первая послевоенная заочная радиовыставка была подлинно массовой.

В практике летних массовых мероприятий с детьми путешествий по родному краю, походов, военных игр пионеров н школьников почетное место должны занять УКВ передвижки. Показ практического применения связи на УКВ значительно повысит интерес школьников к радио.

В результате практического осуществления всех этих мероприятий в средних и даже семилетних школах Советского Союза появится много начинающих юных коротковолновиков - URS'oв. Для них нужно будет, начиная уже с первого полугодия 1947 года, проводить тесты и конкурсы с пониженными требованиями.

Развитие детского радиолюбительства кровное дело ленинского комсомола, Осоавиахима и органов народного образования. Необходимо, чтобы руководство работой юных радиолюбителей осуществлялось этими организациями согласованно, по единому плану. Целесообразно объединить в одной из секций Центрального радиоклуба передовиковорганизаторов и руководителей радиолабораторий внешкольных учреждений столицы, с тем чтобы здесь был методический центр по развитию работы среди, юных радиолюбителей.

Радиолюбительство одно из наиболее полезных увлечений нашей молодежи. Юные радиолюбители полны горячего желания изучать эту интересную область современной техники, помогать взрослым в радиофикации страны.

Наша задача организовать новый подъем радиолюбительской работы среди пионеров и школьников.

http://www.chipinfo.ru/literature/radio/194608_9/p1-2.html