Радиолюбители и ЭМИ

Будни ЛРУ

О позиции радиолюбительской общественности по проблеме защиты населения

от влияния электромагнитных излучений

Не вызывает сомнений, что население нуждается в защите от влияния элетромагнитных излучений (ЭМИ) любого искусственного происхождения. Речь должна идти не только об источниках ЭМИ государственных и частных предприятий, организаций, учреждений и граждан, но и объектов  военного, космического ведомств, служб безопасности, внутренних дел, охраны, воздушного и водного транспорта и т.п. Кстати, личный состав указанных ведомств и служб подпадает под категорию „население”.

Такая постановка проблемы  приводит к обращению к международному праву и деятельности уполномоченных международных органов в сфере радиочастот (МСЭ) и охраны здоровья  (МОЗ), а затем уже к соответствующим национальным институтам.

В основе основ регулирования радиочастотной сферы лежит градация участников на радиослужбы (наземная, воздушная, спутниковая, любительская  и т.п.). В свою очередь, радиослужбы группируются по принципу общего (гражданского) и военного (специального) назначения и использования радиочастот.. Ставить вопрос о защите населения от ЭМИ объектов только общего назначения в отрыве от объектов военного использования абсурдно. В самом деле, нет никакой разницы для человека, от какой радиослужбы  исходит излучение – от рации оператиного работника МВД или радиолюбителя, от радиоэлектронных средств (РЭС) вертолета, самолета, корабля или  управляемого по радио технологического оборудования  объектов инфраструктуры экономики, радиолокационных средств ПВО или аэропортов гражданского назначения, ... (при близости технических характеристик). Уместно отметить и низкий уровень изучения влияние на человека  ЭМИ любых РЭС, особенно таких аппаратов  массового применения, как современные мобильные телефоны.

Особенности деятельности каждой радиослужбы и двух групп пользователей определили принцип дифференцированного подхода к системам регулирования отношений в радиочастотной сфере. Эти отношения регулируются в Украине законом Украины „О радиочастотном ресурсе”, в том числе вопросы соответствия действующим в государстве стандартам и нормам на радиоизлучения, регистрации РЭС и т.п.

Указанный закон определяет и особенности требований к деятельности радиослужб, в частности, любительской  и любительской спутниковой радиослужб ссылкой на  „Регламент любительской радиосвязи”.

Все это совершенно не учитывается  документом ДСанПиН 2.2.8 – 11, введенным в действие МОЗ Украины без согласования с НКРСИ, единым государственным органом регулирования отношений в сфере телекоммуникаций и информатизации. Последнее привело к участившимся случаям ограничительных мер со стороны региональных СЭС к радиолюбителям Украины вплоть до предписаний о закрытии любительских радиостанций,  работющих в полном соответствии с Законом. Это негативно сказывается на деятельности любительских радиослужб, создает ненужные риски  и угрожает упадком и уничтожением украинского радиолюбительства, его переходом в теневую область.

Таким образом, в стране сложилась ситуация  явного дублирования, разночтения  и несоответствия друг другу по требованиям систем отношений в сфере использования радиочастот и РЭС различного назначения и использования. Такое состояние проблемы не может быть признано нормальным в демократическом обществе, правовом государстве и требует урегулирования.

Лига радиолюбителей Украины настаивает на необходимости проведения согласительных встреч и консультаций заинтересованных сторон на высоком правительственном уровне для  отработки взаимоприемлемых эффективных решений с целью исключения указанных правовых аномалий и рейдерских действий отдельных служебных лиц.

На период урегулирования проблемы действие документа ДСанПиН 2.2.8 – 11 в части радиолюбителей и их РЭС должно быть приостановлено.

 В.Я. Кирсей, uy0ua, г. Киев

P.S. 

Прошу радиолюбителей Украины дать предложения по изменениям и дополнениям к настоящей концепции противодействия рейдерским действиям СЭС или привести другие редакции. Технические тонкости уместно опустить, оставив их для рабочих групп. Предыдущую концепцию, основанную на противопоставлении терминов РЭС-ЛРС-РТО, признать несовершенной и использовать при работе рабочих групп.

Документ «О позиции …» носит рекомендательный характер и призван вооружить органы управления ЛРУ по вопросам правовой защиты интересов ее членов, всех радиолюбителей страны в отстаивании своих прав. После отработки текста авторство исполнителя опускается.