КУДА МЫ ЕДЕМ В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ?

Аналитика и публицистика

Вашему вниманию предлагаются главы из книги Martti Laine OH2BH в переводе Владимира Санникова UA9FAR.

Продолжение. Предыдущая глава здесь.

МИСТЕРИЯ РЕВИЛЬЯ-ХИХЕДО:

ВУЛКАНИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

Для кого-то сделать Ревилья-Хихедо - раз плюнуть. В DX-смысле, конечно. Но для Достойных в Европе за всю историю не было места более редкого, чем XF4.

Позвольте поделиться с вами этой DX-экзотикой и показать, что все относительно в мире DX, а иногда - и более, чем. Хорошие DX-мены в одной части света могут работать с Ревилья-Хихедо почти каждый год и почти на всех диапазонах, в то время, как для других XF4 остается одной из Вечных Загадок, о которой даже 300+ DXCC-типы разговаривают во сне. Лежит ли эта мексиканская группа островов каким-то образом в стороне от большинства трасс прохождения? Не курьез ли она типа Бермудского Треугольника своего рода? Или, все же, мы можем найти логическую разгадку этой Тайны Веков?

Во время поездки в Мехико мне представилась возможность полистать журналы всех предыдущих DX-экспедиций в XF4. За последние десятилетия большинство экспедиций было организовано Mexico DX Club'ом, и все операторы были членами этого клуба из самого Мехико и из других районов страны, включая Тихуану, известную своей бронзой. Журналы за последнюю экспедицию XF4MDX содержали очень немного европейских связей, рассеяных по страницам, заполненным связями со Штатами. Неудивительно, что в северных краях Старого Света XF4 была девятой в списке Наиболее Дефицитных стран.

"Это было бы замечательное мероприятие со всеми шансами на успех", - подумалось мне, - "Нашу DX-команду нужно будет составить из европейцев, нескольких американцев и блистательных японских DX-виртуозов; нас мог бы принять Луис, XE1L, искренний друг и настоящий джентльмен старой закалки. Это будет как десант коммандос, спасающий Страждущих Европейцев. Мы сможем пренебречь законами физики и создать свое собственное прохождение, если прогнозы не смогут гарантировать увеличение числа солнечных пятен".

Все могло получиться довольно забавно и обернуться настоящим DX-лакомством. Здесь было много DX-Мистики... в смысле тех эзотерических знаний и умений, необходимых в DX-менстве. Но, как показала эта DX-экспедиция, завершение обычной работы может повлечь за собой достижение Конечной Цели DX-менства. Редкая страна была сдвинута вниз по списку Наиболее Дефицитных не только до следующей экспедиции, а навсегда, благодаря DX-семенам, посаженным в этой стране и обещающим постоянную активность.

Кто бы мог поверить, что высокопоставленный военный чин на экзотическом острове увлечется DX-спектаклем настолько, что сам будет работать с DX еще до отъезда экспедиции с его острова? Можно только удивляться, что Фернандо, XF4F, понадобилось столько лет мирской суеты и отличной службы на посту Коменданта Ревилья-Хихедо, чтобы понять, что по своему складу ума он был уже готов для немедленного открытия DX-парада на своем райском острове! На этом острове DX-идея никогда не иссякнет. С началом каждого дня она будет возрождаться для Достойных, чтобы предложить им новые достижения и - еще чаще - новую страну.

Но вернемся к Конечной Цели DX-менства. Очевидно, что необходимо помочь в организации радиолюбительства на постоянной основе в редкой стране, создав там такие возможности для DX-менства, чтобы она больше никогда снова не стала бы редкой. Но с другой стороны, личный высший момент DX-художника - самому отработать все pile ups до самого нижнего слоя, так, чтобы не осталось ни одного зовущего или задающего вопросы.

Я не стыжусь признаться в том, что на глазах у меня наворачиваются слезы, когда я слышу в эфире Фернандо, XF4F, с его острова. Это замечательно, что можно позвать его и спросить, все ли в порядке в его далекой стране, когда-то столь заманчивой для Достойных, включая 15.000 Страждущих Европейцев, которые связались с нашей XF4L. Вот эта история, как она была рассказана в свое время.

 

ВЫСОКИЙ ПОЛЕТ НА XF4

 

- "Что это за ослепительный луч света? Что это за место? Это не родная земля. Где наша мама? Где дети?" Что ж, одна из Конечных DX-Реальностей состоит в том, что когда-нибудь и самые знающие и зрелые DX-экспедиционеры, те, которых считают в DX-мире за Посвященных Гуру, ловят себя на том, что задают вопросы. Если уж истинный DX-мен, постаревший в кругосветных странствиях по редким DX-местам, заматеревший в поисках возможностей удовлетворить потребность публики в Новых Странах, начинает задавать вопросы, то, должно быть, происходит что-то необычное, что должно насторожить всех тружеников DX-виноградников.

На этот раз получилось так, что ваш путешественник оказался в кабинете экстренной помощи George Washington-госпиталя в Вашингтоне, округ Колумбия. Была весна, столица страны шумела жизнью, и мир ждал - терпеливо ждал, когда главная экспедиция года взорвет диапазоны сигналом, пробившимся с островов Ревилья-Хихедо у побережья Мексики, XF4, находившихся в начале списков Наиболее Дефицитных стран для многих стран мира.

В Европе, где Ревилья были особенно желанным клочком суши, и Большие DX-мены и QRP-типы натачивали свое мастерство, настраивали усилители, проверяли антенны, готовясь к Большому Взрыву. Рассказывали даже об одном озабоченном древнем QRP-типе на севере Европы, который написал заявление на недельный отгул, сказав своему боссу, что для дрожащих пальцев его правой руки нужна ударная доза то ли радио-активности, то ли радио-терапии.

- "Какого черта я здесь делаю?", - была первая мысль, пронесшаяся в моем сознании, когда я лежал, окруженный больничными сиделками и докторами, разговаривавшими на пониженных тонах. До меня постепенно дошло, что сейчас, после случайного падения на Вашингтонской улице, я лежал и ждал, пока на меня наложат гипс. При переломе лодыжки я потерял сознание, лежа на тротуаре. - "Еще два человека - и моя очередь", - подумал я, - "Надеюсь, они наложат гипс только на ногу. Не рассказывайте, что меня собираются забинтовать от пяток до макушки".

Мне сказали, что рентгеновские снимки будут готовы быстро, и одна из сиделок помогла мне подобрать пару костылей по росту. - "Нет-нет. Представление закончилось, не успев начаться", - подумал я. Два года планов и трудов, направленных на активизацию XF4, кажется, шли насмарку.

Но я вез с собой кучу аппаратуры, и остальная группа уже находилась в Мехико, ожидая меня. - "Может быть, пора звонить тем, кто назначен на подмену, и пусть они продолжают", - все твердил мой сомневающийся внутренний голос, - "Дай-ка, воспользуюсь телефоном в кабинете экстренной помощи и позвоню своим приятелям N6AA, K6NA и другим", - подумал я.

Тем временем, рентген показал, что у меня тяжелый случай растяжения лодыжки, но, возможно, я обойдусь тугой повязкой и тростью. Как сказал доктор, я могу ехать в отпуск на острова, но только не напрягать ногу. Он сказал, чтобы я как можно больше держал ногу поднятой. - "Никаких действий, просто держите ногу выше", - посоветовал доктор. - "Может быть, 5 выше?", - пробормотал я про себя. Суть дела в том, что даже в самых неблагоприятных обстоятельствах DX-мен всегда видит вещи в правильном свете, не теряя благородного DX-спокойствия.

 

МЕХИКО

 

Предполагаемый список участников этой экспедиции был, по своему характеру, интернациональным. Он включал таких людей, как XE1L и XE1XA, которые представляли Мексику, N7NG и W6RGG, двух ковбоев из-за северной границы, JH4RHF, прошедшего тест на знание японского языка, OH1NW (работающего также как XE1OH), OH2BU и OH2BH, которые приехали сюда, чтобы размахивать знаменем Страждущих Европейцев, тысяч и тысяч жаждущих DX-менов, которым никогда еще не представлялось хорошего случая сработать с XF4. Нашей особой целью было просто вычеркнуть Ревилья-Хихедо из всех списков Наиболее Дефицитных стран, отработать pile ups до последнего зовущего, вкачавшего максимум мощности, разрешенной для его Novice-класса, в оконную гардину с прицепленным к ней кабелем.

Лаури, XE1OH, который был старшим дипломатом финского посольства в Мехико, выступил в роли нашего координатора, чтобы обеспечить получение всех необходимых бумаг. Он забронировал чартерный рейс и собрал и проверил около 6400 фунтов аппаратуры и снаряжения, которые были закуплены для этого путешествия в Мехико. Некоторые тяжелые вещи, такие, как 260 галлонов бензина и три 3500-ваттных бензоагрегата Honda, были заранее отправлены на XF4 морем из-за ограниченной грузоподъемности нашего двухмоторного самолета Кing Air.

Подготовить beam'ы и проверить список материалов, да спланировать стратегию - вот все, что оставалось нам сделать до отлета. Дух был бодрым, настроение - оптимистичным, прохождение - прекрасным. Сияло солнце, DXCC-типы ждали... одна из Тайн Веков была близка к разгадке. Прошло ровно два года с того времени, как возник план этого путешествия.

 

 

 

МЫ ОТПРАВЛЯЕМСЯ

 

Когда все восемь нетерпеливых членов команды, капитан и его второй пилот были на борту, а аппаратура и разнообразное оборудование заполнили пассажирский отсек, там стало не повернуться. Все сидели вплотную в этом замечательном летательном аппарате, который напоминал крылатую банку с селедкой. Мы взлетели для 4-х часового полета на Ревилья-Хихедо с посадкой для дозаправки в городе Манзанилло на побережье.

DX-мены всегда ценят хорошую еду и вина. Они проводят редкие минуты отдыха, читая поэзию и прозу, с удовольствием, также, слушая классическую музыку и, немножко, современный джаз. Наш самолет был оснащен всем необходимым, это был приятный полет, в котором даже предлагались напитки, и DX-экспедиционеры вступили в оживленную беседу. На этот раз, однако, наши старые поцарапанные грампластинки на 78 об/мин и любимые сборники стихов остались пылиться  дома. Единственными литературными произведениями, которые мы взяли с собой, были несколько описаний ICOM'а и Библия каждого серьезного, верящего DX-мена - книга в голубой обложке, содержащая коллекцию бесценных литературных шедевров Хью Кэссиди.

DX-боги улыбались нам, когда мы летели высоко над облаками к нашей цели, потягивая напитки. - "Вот так и ездят в DX-экспедиции? Где же приключения?", - вероятно, задумывались некоторые из нас. Но DX-Мистика была рядом. Где-то за горизонтом маячила таинственная группа островов Ревилья-Хихедо, о которой мечтали бесчисленные DX-братья в своих DX-Салонах, но с которой сработали только немногие Достойные.

На острове была посадочная полоса, построенная на склонах вулкана несколько лет назад по случаю визита Президента Мексики. Добрых 3000 футов вымощенной полосы стали хорошо видны по мере нашего приближения к северной оконечности острова. При всем очевидном мастерстве нашего пилота, ему пришлось совершать посадку при сильном боковом ветре, используя каждый грамм силы тормозов и каждый дюйм короткой посадочной полосы.

Это ему удалось, и он высадил нас на дальнем конце полосы, под палящим солнцем, отдохнуть и размять ноги. Однако, у нас не было времени рассматривать окрестности. Наш план был - запустить станцию в работу до наступления сумерек. К нашему облегчению, мы обнаружили грузовик и джип, ожидавшие нас у полосы. Это было хорошим свидетельством того, что нас здесь ждали.

 

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

 

Одной из целей нашей работы было дать каждому нуждавшемуся DX-мену, независимо от размера ламп его усилителя и количества элементов beam’а на вращающейся мачте, возможность сработать с XF4. Другой целью было исключить Ревилья-Хихедо из списков Наиболее Дефицитных стран – в особенности из европейского, где она находилась среди девяти-двадцати наиболее нужных стран.

Неудивительно, что толпы европейцев все еще ждали возможности сделать новую страну, XF4, так как все прошлые экспедиции, кроме одной, располагали рабочие места в армейском гарнизоне на южной оконечности острова, где горный пик эффективно закрывал направление на Европу.

У нас возникла идея расположиться наверху, на этом выгодном месте, а не спускаться к гарнизону. Мы решили разбить два полностью независимых лагеря, обеспечивающих нормальную одновременную работу CW и SSB на одном диапазоне. Размещение лагерей на расстоянии более чем в милю и соответствующая установка beam'ов увеличваили ослабление взаимных помех и позволяли работать в критические моменты двумя сигналами на одном диапазоне.

Как и планировалось, оба места были запущены еще до сумерек - CW на южном конце посадочной полосы, а SSB - на северной оконечности острова, открытой в направлении Северного Полушария. Поэтому, не явилось сюрпризом, когда европейцы сообщили нам, что все время слышали нас на S-9+ от 40 до 10 метров.

Имея целью отработать на все 100 процентов, мы оборудовали еще два рабочих места для работы двумя SSB сигналами на 20 метрах для удовлетворения публики в США и в Европе. Вдобавок, чтобы иметь возможность работать RTTY, было решено занять радарную станцию и гостевую комнату командира гарнизона. При таких обстоятельствах XF4L, разумеется, оживила на эту неделю все диапазоны, и бензоагрегаты Honda безостановочно вырабатывали электроэнергию.

В конце, при подведении итогов, мы насчитали 47.943 QSO в наших журналах, включая 15.000 с лишним европейцев, 525 через Oscar и 167 на 50 МГц. Глядя на гору журналов, которая с каждым днем росла все выше и выше, мы вспоминали мудрые слова, произнесенные в те годы DX-Профессором Кэссом: "DX, с которым ты работаешь - это DX, который есть. DX IS! Наслаждайся Великими Днями DX, пока ты можешь".

Разбив радиопалатки наверху вулкана, операторы оказались расположенными довольно далеко от военной базы и удобств цивилизации. Однако, каждый оператор имел выходной день для мытья и питания. На рабочих местах не было душа, и вулканическая пыль проникала в наши палатки и ноздри; условия работы были близки к опасным для здоровья. Однако, у нас все шло хорошо.

В чем эта DX-экспедиция оказалась не на высоте, так это в продуктах питания. К превеликому нашему удивлению, в двух деревянных ящиках, содержащих провизию, оказались только кукурузные хлопья, печенье и Кока-Кола. Таким образом, меню было довольно однообразным: каждый день из этих трех блюд. Но в этом и заключается трюизм DX-менства, что DX-мены, хотя они и настроены на тонкие вещи, понимают, что при определенных обстоятельствах они должны довольствоваться меньшим. Так оно всегда было. Всегда!

У меня у первого был выходной день, так как моя нога и вывихнутая лодыжка расцвели всеми цветами радуги, несмотря на то, что я старался держать ее поднятой над ключом на операторском столе. Итак, ваш Ветеран снова оказался в кабинете экстренной помощи, но теперь на XF4, и в руках уже двух докторов. Их предписанием было находиться в доме Коменданта и не бегать по вулкану.

 

МЫ ОДЕРЖИВАЕМ ЕЩЕ ОДНУ ПОБЕДУ

 

В казармах Коменданта было довольно скучно, но, к счастью, у меня был один свободный ICOM и небольшой ленточный диполь, которые позволяли мне следить за происходящим на другом конце острова. Я даже вызвал всеобщий хаос в RTTY, когда неожиданно там появился. Комендант Фернандо предложил мне свою дружбу, когда мне так не повезло. Но что еще более важно, он проявил искренний интерес к цели нашей DX-экспедиции. Еще не будучи Верящим, он начал понимать одну из Вечных DX-Загадок: что DX-мены - это истинные Интернационалисты Любительского Радио, предлагающие более искреннюю дружбу, чем люди любого другого рода занятий. Когда я, наблюдая за этим офицером, заметил его любопытство, родилась замечательная идея. Почему бы не сделать его первым резидентным оператором на XF4? Было решено перейти к делу, и мы начали с нашим единственным учеником курсы для получения лицензии. Это было довольно просто, так как Фернандо знал фонетический алфавит, и со своим командным стилем поведения в эфире, он был идеальным кандидатом на 20 метров SSB, который держал бы толпу в порядке. Фернандо изучил основы работы в эфире из своей редкой страны и был готов к действию.

Вскоре джип коменданта отправился вверх по склону вулкана к одной из рабочих позиций для тренировки в реальных условиях, которые постепенно стали ежедневными и скрасили наше пребывание на острове. Pile ups были ошеломлены, когда мы представили этого новоиспеченного DX-мена на DX-сцене. Затащив Фернандо наверх вулкана в DX-палатку, мы открыли ему одну из Непоколебимых Истин: есть два типа радиолюбителей - те, которые являются DX-менами, и те, которые хотели бы ими быть.

Как все сейчас знают, вскоре после нашей DX-экспедиции Фернандо получил лицензию, и XF4F с той поры стал надежно нести службу на диапазонах. Northern California DX Foundation заплатила за ICOM-735 и вертикальную Cushcraft HF6V, которую мы установили на крыше резиденции Коменданта в утро нашего отлета. Если вы в курсе, то знаете, что NCDXF была организована в 1972 году K6KQN и несколькими другими DX-братьями, посвятившими себя вере в то, что лучше DX может быть только больше DX, и чем реже DX, тем они лучше. Всегда!

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСТРОВУ

 

Архипелаг Ревилья-Хихедо расположен примерно в 450 милях от побережья Мексики и состоит из трех небольших островов и двух скал. Остров Сокорро, на котором находился наш QTH, имеет 24 мили в длину и 9 миль в ширину, а дымящийся пик его вулкана поднимается на высоту более 3700 футов. Остров населен небольшим военным гарнизоном и расширяет мексиканскую рыболовную зону в Тихом Океане.

Население составляет около 150 человек, и они находятся на самоснабжении, имея школы, спортплощадки, армейский продуктовый магазин, кабинет экстренной помощи на две койки (!) и многое другое. Кроме военного персонала, целые семьи живут на XF4. Эту удаленную группу островов обслуживает корабль, приходящий с продуктами не реже раза в месяц. Гавань расположена неподалеку от гарнизона.

Неровная береговая линия усеяна обломками кораблекрушений, и весь облик острова Сокорро - бесплодный и безжизненный. Только колючие кактусы да заросли чертополоха добавляют цвета коричневому ландшафту из вулканического песка. Горный пик острова - единственная из туристических достопримечательностей, и, очевидно, группа операторов  XF4L, возглавляемая N7NG, осмотрела их все без остатка, взобравшись под руководством XF4F на самый верх для выбора лучшего места на острове.

Там есть одна дорога, идущая из деревни, пересекающая аэродромную полосу и продолжающаяся до радарной станции и северной оконечности острова. На ней есть только один перекресток, с которого вы можете поехать либо в "аэропорт", либо в гавань. Дорожные пробки там маловероятны, так как всего два грузовика и два джипа удовлетворяют транспортные потребности острова. Прошу прощения - только один джип, так как эти машины ездят, только если вы не забываете заливать радиатор, который становится сухим после каждой поездки. Мы забыли, и тем самым уменьшили транспортные мощности XF4 на 25 процентов. Бедный OH2BU, ему пришлось довольно далеко идти пешком, чтобы сообщить о поломке джипа.

 

ГРУСТЬ РАССТАВАНИЯ

 

Прощальный вечер, устроенный Комендантом, погрузил всех участников в легкую ностальгию, но мы заработали это удовольствие. Такие вечера, разумеется, являются одним из Ритуалов DX-менства, так как только Достойные присутствуют на них. Это как раз те случаи, когда можно послушать DX-менов, вспоминающих былые славные дни.

Все приняли душ, переоделись в чистую одежду и были готовы для обеда из многих блюд, приготовленного людьми Фернандо. Ледяные напитки были, естественно, более вкусны, чем тепловатая Кока, которую  мы в течение недели пили на вулкане. Доктор Леон Чинкойя порадовал группу пением прекрасных песен под аккомпанемент гитары. Обед увенчался пирогом "XF4L", специально придуманным для нашей DX-экспедиции.

Было грустно расставаться с островом, мечтой многих охотников за новыми DXCC-странами, прощаться с замечательными людьми, которых мы встретили здесь, в особенности с Комендантом Ревилья-Хихедо, Контр-адмиралом Фернандо Кихано Гарридо, сейчас более известным как XF4F, который проявил заботу о нас и обеспечил весь успех этой DX-экспедиции.

 

БЛАГОДАРНОСТИ

 

Мы хотим выразить благодарность мексиканским официальным лицам, которые выдали все необходимые разрешения, позволившие нам предпринять нашу многонациональную экспедицию на Ревилья-Хихедо. Мы, также, благодарны за помощь XE1NJ и его DX-братьям, которые преодолели все сложности, доказывая, что эту DX-экспедицию стоит совершить и за то, что она удовлетворила Критериям DXCC.

Спасибо Луису, XE1L и всей команде XF4L за замечательно проведенную неделю и за все совместные радости.

И, наконец, спасибо моей семье, которая только потом поняла, что пришлось пережить их бедному папочке из-за своей теперь самой известной в мире вывихнутой лодыжки. Но, повторяю, DX-мены не похожи на других радиолюбителей. Первое, во что вы должны поверить - это в то, что они другие. Они думают по-другому, работают по-другому и даже выглядят по-другому. Будь Верящим, и ты  начнешь понимать. А пока - держись к ним ближе и никогда не прекращай работать с DX.