439 минут “Сириуса”

Повышение квалификации

Под таким названием, более 35 лет назад, вышла документальная повесть  [1]. Она была посвящена покорителям космоса, которые на стратостате  "Осоавиахим-1" осуществили рекордный подъем на высоту 22000 м.

Старт "Осоавиахим-1" был дан в 09 час. 06 мин. (MSK) 30 января 1934 г..с летного поля в Кунцево. В его экипаж входили стратонавты: Павел Федорович  Федосеенко [1898-1934] (орденоносец  гражданской войны, мировой рекордсмен по  продолжительности полета на малом сферическом аэростате) - инженер, пилот  экипажа, Андрей Богданович Васенко [1899-1934] (инженер, конструктор стратостата) -  аэрологические наблюдения и Илья Давыдович Усыскин [1910-1934](молодой научный сотрудник  Ленинградского физико-технического института) - исследование космических  лучей.

 

Полет для экипажа окончился трагически - при спуске стратостат попал в  струйное течение, подвесные стропы, соединяющие гондолу с оболочкой, не  выдержали чрезмерной нагрузки и в результате чего она оторвалась. При ударе  гондолы о землю (упала в Инсарском районе Мордовии), отважные исследователи  погибли. Похороны героев состоялись на Красной площади, у Кремлевской стены.

 

Серия почтовых марок (Авиапочта СССР, сентябрь 1934 г.), посвященных памяти (слева направо): И. Д. Усыскина, А.Б. Васенко и П.Ф. Федосеенко.

alt

Приведем краткую хронику этого трагического (четвертого по счету полета стратостата - см. Справку) и, в тоже время, исторического подъема в  т.н. "ближний" космос. Хроника составлена, как на записях из бортового журнала стратостата и радиограмм-переговоров (позывной радиостанции стратостата был “Сириус”  и длина волны его передатчика - 69 м, а позывной радиостанции штаба  полета – “Земля” и длина волны его передатчика - 75 м), так и на полученных  позже в штаб полета писем-рапортов радиолюбителей (к сожалению, их  коротковолновые позывные установить не представилось возможным и, видимо,  они были либо только SWLs, либо - обычными рядовыми радиослушателями...).

 

Примечание: Отметим, что во время полета стратостата "СССР" (см. п. 3  Справки) радиолюбители-коротковолновики непрерывно вызывали его радиостанцию и тем самым мешали переговорам между экипажем и организаторами полета. В связи с этим, руководство ОСОАВИАХИМ заранее обратилось к коротковолновикам с просьбой: в день полета соблюдать полное радиомолчание на вышеприведенных длинах волн.

 

- 09.15 (“Сириус”  - “Земле>”): "Иду на высоте 1600 м. Пробил облака. Температура минус 3...".

- 09.45 (“Сириус” – “Земле”): "Высота 15000 м по альтиметру. Внизу  сплошная облачность. Определить направление полета невозможно".  

- 10.05 (“Сириус” – “Земле”): "Достигли высоты 19000 м по альтиметру, не  израсходовав ни одного грамма балласта".

- 10.59 (“Сириус” – “Земле”): "В 10 час. 48 мин. высота 19600 м. Ваш номер  11 приняли, слышимость прекрасная... Температура в гондоле плюс 20, высота по  альтиметру 20500. ... Временно, на 10 мин. прекращаем прием и передачу для  того, чтобы включить патроны ”А(л)удос” для поглощения углекислоты".

- Время не указано (“Земля” – “Сириусу”): "Со всей бдительностью и  внимательностью снизиться. Сообщайте направление стратостата и возможное место  посадки. Готовимся выехать встречать вас. ...".

 

Прошло уже два часа, как радист московского штаба управления полетом записал последнюю радиограмму, но, “Сириус”  молчал и не отвечал на последующие (после 12-и часов) неоднократные вызовы “Земли”...

 

Hо, односторонние вызовы “Сириуса” слышал радиолюбитель из Энгельса (Саратовская обл.) Стеттлер, который и после 12.10 услышал "обрывки" трех радиограмм “Сириуса” (NN 14, 15, 16), а в 12.45 записал радиограмму N17: "Алло, алло, говорит “Сириус” . Имеем высоту 21000 метров..."  А через 10 мин. он услышал уже знакомый ему голос из стратосферы, который начал

передавать радиограмму N18, но принял всего лишь ее начальные слова и передача  прервалась...

 

Эту же радиограмму (под N17, в 12.55) слышал и радиолюбитель Кержаков из с. Ям (Московская обл.).

 

Приводим (в хронологическом порядке) выдержки некоторых записей из бортового журнала и личных дневников стратонавтов:

- "12.17. Альтиметр - 21600. Температура внутри гондолы +23 С. ...".

- "Альтиметр 22000 метров. Спуск начался в 12.33. Остаток балласта - 220/45  килограммов...".

- "13.20. Высота неизвестна. ... Продолжительный клапанный хлопок".

- "Стратостат вновь от разогрева наполнился. 13 час. 47 мин.".

- "Едим шоколад. 13.51. Вновь идем вверх. Альтиметр 21500".

- "14 час. 01 мин. Давление внутри гондолы держится без изменений. ...".

- "Слышно морзе. Приемник работает. 14 час. 07 мин.".

- "Альтиметр 21200. 14 час. 20 мин.".

- "Работает слабо радио. Идет спуск. Оболочка сжимается. ...".

- "13.50. Работает приемник: "Вас не слышим. “Сириус”. Я – “Земля”, отвечайте.".

- "14.36. Медленно спускаемся. Принимаем радио с Земли".

- "15.28. Альтиметр 17400. ... Связи с радио нет. ...".

- "15.40. Чувствуем себя бодро. Альтиметр 14300.".

- "16 час. 13,5 мин. Альтиметр 12000.".

 

Можно предположить, что с 13-ти часов передатчик “Сириуса” часто  давал сбои в работе (и передатчик и приемник стратостата, с самого начала  полета, работали не совсем надежно - что видно из вышеизложенного)...

 

И совсем непонятна якобы радиограмма “Сириуса” с тревожным  сообщением, которую с своих наушниках услышал еще в 12.45 (!) радиолюбитель  из Гомеля Hеклюев: "Внимание, говорит “Сириус”. Сообщите об этом. Экипаж попал в зону осадков. Мы находимся в безвыходном положении. Обледененыльдом, падаем... Два моих товарища в скверном состоянии. Кончаю.". И еще в течении длительного времени "голос с высоты" все повторял: "... Облеплены

льдом, падаем ...". И это в то время, когда (как передавались с борта стратостата, так и отмеченные в записях странонавтов) обстановка была еще вполне нормальной...

 

Примерно с такими же фразами, но уже глубокой полночью (!) такое сообщение услышал и командир роты Чончарской дивизии П.М.Касаткин (слушал на приемник, установленный в библиотеке центральной усадьбы колхоза "Ударный фронт" - с.Петницкое Hовозыбковского района Смоленской обл.).

 

Спустя более семидесяти пяти лет, с момента данного полета, уже невозможно  установить истину, но радиограммы  “Сириуса” с тревожным сообщением, явно, смахивают на радиограммы-фальшивки... И дальнейшие рассуждения и комментарии  не имеют смысла...

 

По заключению комиссии от 22 февраля 1934 г., при вхождении стратостата в область тропосферы (высота 8000-10000 м) наступило резкое увеличение скорости падения, вызвавшее увеличение давления на нижнюю поверхность стратостата, полный обрыв гондолы от оболочки и ее свободное падение до встречи с земной поверхностью. Произошло это в районе 17-ти часов...

 

 

 Справка [2, 3]:

 

1. Первый полет в стратосферу (высота свыше 11000 м) состоялся 27 мая 1931г. экипажем в составе швейцарского профессора А.Пиккара (Огюста Пикара) и  бельгийца П. Кипфера. Была достигнута высота 15780 м.

 

2. 12 августа 1932 г. А. Пиккар и бельгиец М. Козинс достигли высоты  16370 (16201) м. Hа борту стратостата отсутствовала радиостанция и за  несколько часов полета, когда о нем не было никаких известий, газеты и радио  успели объявить его погибшим.

 

3. 30 сентября 1933 г.. в 12.45 первый советский стратостат "СССР"  (экипаж: Георгий А. Прокофьев - командир, Константин Д. Годунов – конструктор  оболочки и Эрнст К. Бирнбаум - научный сотрудник) достиг высоты 19000 м

 

4. Последующие полеты экипажей стратостатов (вслед за ""):

- 28.07.1934: американцы Кепнер, А. Стивенс и О. Андерсон достигли высоты 18000  м;

- 18.08.1934: бельгийцы М. Козинс и H. ван дер Элст достигли высоты 16000 м;

- 26.06.1935: стратостат "СССР-1-бис" (экипаж: профессор А.Г. Вериго, К.Я. ЗИЛе  и Ю.Г. Прилуцкий) достиг высоты 16000 м, но в нижней части оболочки его гондолы  стали появляться расширяющиеся трещины и экипаж вынужден был выброситься с  парашютами;

- 11.11.1935: американцы А. Стивенс и О. Андерсон достигли высоты 22066 м (новый  мировой рекорд).

 

Фотографию радиоаппаратуры, установленной в гондоле стратостата "ОСОАВИАХИМ -1", можно посмотреть в [4].

 

Литература и источники:

1. Вера Дорофеева, Виль Дорофеев. "439 минут “Сириуса"” (М.: "Молодая гвардия", 1977, 256 с.).

2. БСЭ (третье издание) (М.: из-во "СЭ", 1977, т. 24-II, с. 554).

3. Л. Репин "Высокий взлет" ("Комсомольская правда", 20.09.1983, с. 4].

4. Георгий Члиянц (UY5XE). "Трагический полет “Сириуса”  ("Радиомир.  КВ и УКВ; N10/2006, c. 3).

 

 Георгий Члиянц (UY5XE)