ПОХИТИТЕЛЬ ЭФИРА

Работа с молодежью

ПОХИТИТЕЛЬ ЭФИРА

alt

   Сквозь общий гул неожиданно донеслось:
   - Говорит Москва! Говорит Москва! Вы слушаете «Пионерскую зорьку»... У микрофона - волосатый человек Евстихеев... Его слова звучат достойной отповедью ястребам из Пентагона... Я огляделся. Таинственные речи исходили от молодца в зеленой бобочке. Он по-прежнему сидел не оборачиваясь. Даже сзади было видно, какой он пьяный. Его увитый локонами затылок выражал какое-то агрессивное нетерпение. Он почти кричал:
   - А я говорю - нет!.. Нет - говорю я зарвавшимся империалистическим хищникам! Нет - вторят мне труженики уральского целлюлозно-бумажного комбината... Нет в жизни счастья, дорогие радиослушатели! Это говорю вам я - единственный уцелевший панфиловец... И то же самое говорил Заратустра!..
   Окружающие начали прислушиваться.
   С. Довлатов. Заповедник (1983).

  

 

Колоритный персонаж из автобиографичного романа Довлатова был известен лишь завсегдатаям Пушкинского заповедника. А теперь представьте: Сочи, июльский вечер 1969 года. Пляжи и парки набиты отдыхающими. Репродукторы-тарелки транслируют общесоюзное радио. Звучит «концерт по заявкам трудящихся». Старшему поколению - Леонид Утесов, молодому - Тамара Миансарова. Твист про невезучего кота вдруг обрывается на полуслове... После паузы и шипения над застывшей в изумлении публикой разносится баритон с кавказским акцентом:
   - Внимание, внимание, э! Дорогие жители Земли! Говорит планета альфа Центавра. В буфете у пляжа «Маяк» портвейн разбавляют водой. Это мешает установлению межпланетного контакта. Прослушайте песню вокально-инструментального ансамбля «Битлз» - «Э хард дэйз найт». Что значит «Вино любви разбавлять нельзя»…
   После «Битлз» звучат еще менее легальные «Энималз», Боб Дилан и, до кучи, Саймон с Гарфанкелем. Хиты сопровождает ироничный комментарий по поводу местных событий: «Говорят, из питомника в селе Веселом сбежала обезьяна породы «мармозетка почтовая». Если поймаете, просто наклейте на нее марку, и она сама придет в милицию»…
   …В те годы радиоприемник был показателем успешности и достатка. Гробовидную «Ригонду» на ножках торжественно вносили в дом и нежно подключали через трансформатор (в большинстве сочинских квартир напряжение было 127 В, а требовалось 220). По вечерам продвинутые сочинцы слушали «голоса». Нет, не те, которые велят маньякам идти на промысел. Слушали «Голос Америки» из Анкары, «Би-би-си» с Кипра и даже скучнейшее «Радио Ватикана». Короткая хрущевская оттепель уже обрастала наледью холодной войны. По «голосам» работали глушилки. А тут пропаганда чуждого образа жизни! И где?! На всесоюзном курорте, где советский человек добродушен, расслаблен и менее всего ожидает нападения.
   Незнакомец выходил в эфир с лета 1969 по апрель 1970. Работал широко: от диапазона УКВ 28-29, 7 МГц (разрешенного для зарегистрированных радиолюбителей) - до вещательных диапазонов. Влезал даже на спецчастоты метеодиспетчеров и милиции, охотно вступая в споры о музыке. Никакой системы в его действиях не было: он мог вещать ежедневно по полчаса, а потом замолчать на месяц. Умело использовал детали ландшафта: один из передатчиков обнаружили на опоре Мацестинского виадука.
   Засекли его из автобуса с радаром, который начал круглосуточно курсировать по городу. Задержанным оказался Алик Джишкариани, 26-летний киномеханик санатория. Первый радиопередатчик он собрал еще в школе - из консервной банки, угольного капсюля телефонной трубки и батарейки. Забросив на кипарис у дома длинный провод, Алик обнаружил, что его слышат владельцы приемников в радиусе 3-5 км! Позже он усовершенствовал прибор и работал даже на частоте первой фоновой станции «Маяк» (которая, кстати, была запущена в эфир как раз для перекрывания «голосов»).
   Предприниматель Семен Кислицкий давно живет на берегу Иордана. Он единственный, кто согласился поделиться воспоминаниями о «первом сочинском музыкальном пирате».
   - Алика я знал года с 65-го. Он ухаживал за моей сестрой. Причем оригинально: однажды подарил ей горный велосипед из ГДР, по тем временам роскошь. Вся рама была увита белыми розами... Он тусовался в кафе «Дельфин» на месте теперешней «Мелодии». Там была танцплощадка и нелегальная торговля шмотками. Много общался с моряками торгового флота. Деньги у него водились - снимал полдома у старушки, на улице Горького, целый этаж с мансардой. Помню, в комнатах стояли раскладушки вдоль стен - для друзей. В мансарде - радиоаппаратура, магнитофоны и полки с заграничными винилами. Их были сотни! К счастью, фарцовку в крупном размере и «антисоветскую агитацию» - страшную статью, расстрельную! - следствию пришить не удалось... Мы знали, что его пасут. Я спрашивал - зачем тебе проблемы? Он усмехался: «Я так самореализуюсь». Мне кажется, он до конца не верил, что все так обернется. Сейчас бы он сделал оглушительную карьеру в масс-медиа. А тогда…
   Джишкариани получил 3 года с конфискацией аппаратуры (максимум возможного по 206-й - злостное хулиганство). Следы его теряются в колонии-поселении где-то под Тюменью. В Сочи он не вернулся.
   Сегодня FM-станциям в южном эфире тесно, как форели в садке. Диджеи-одиночки запросто открывают радиостанции в Интернете - крути хоть «Битлз», хоть тещу под караоке. Их пытаются неуклюже поймать разве что агентства по защите авторских прав.
   НА СНИМКЕ: Алик Джишкариани (середина 1960-х, из архива С.Л. Кислицкого).

Виталий ТЮННИКОВ

http://www.nds-sochi.ru/article.php?id=33011