Радио в моей жизни. Часть 2.

Радиолюбители и искусство

Начало истории читайте здесь.

В.Гейжа UT2QQ

В декабре 1965 был призван в ряды Советской Армии. Перед призывом попросился направить в часть связанную с радиосвязью. На удивление - попал в школу младших авиаспециалистов Московского ВО (17 км от г. Тамбов). Там из меня сделали за полгода радиотелеграфиста и через сержантские сборы оставили в этой школе. Обучал радиотелеграфии вновь призванных молодых ”салаг”. Офицеры не стеснялись перекладывать солидную часть своих обязанностей на сержантов и поэтому полная подготовка учебного взвода (20 чел.) лежала на мне. Мной было обучено четыре взвода. На третьем году службы (уже "стариком") перешел на технический полигон, где разворачивалась система ”Воздух”. Это система обнаружения и наведения перехватчиков на цель в радиусе 300 км. По сегодняшним меркам это был мощный компьютер, но тогда он был выполнен полностью на радиолампах и занимал 12 четырехосных кунгов-прицепов, увязанных между собой тоннами кабелей. Каждый кунг питался от отдельной собственной дизельной электростанции (ДЭС), мощностью по 30 кВт каждая, установленных на автомобилях МАЗ. Руководил нами опытный и технически грамотный офицер - капитан В. Леликов. Безусловно, мне здесь было весьма интересно и поучительно.

После демобилизации вернулся в Токмак. Родители, к тому времени, тоже переехали в Токмак и поселились по ул. О. Кошевого. В поисках работы (на завод возвращаться не хотелось) случайно узнал, что нашему аэропорту требуется радиотехник. После собеседования в Запорожском авиаотряде, в 1968 году был принят на работу. Аэропорт в тот момент перебирался из землянки в новое здание. Сейчас это здание занимает ГАИ. Летное поле было до АЗС и справа упиралось в ВПП военного аэродрома. Объездная дорога тогда еще отсутствовала. Аэропорт был укомплектован следующим оборудованием: Радиостанция УКВ Р-824 для связи с самолетами. Выходная мощность более 200 Вт, модуляция АМ, диапазон рабочих частот 100 – 150 МГц. В выходном каскаде используются четыре лампы ГИ-7Б. В предусилителе (драйвере) работали две лампы ГИ-7Б. На фото только стойка передатчика. Дополнительно, одинаковые по размеру, были стойка БП и стойка приемников с блоком управления. Позже такой блок пытались использовать в соревнованиях “Полевой день”, когда командой выезжали на Синюю Гору.

Стандартная дискоконусная УКВ антенна. Рабочий диапазон 100 – 150 МГц. Круговая диаграмма направленности. Поляризация вертикальная.

Приводная радиостанция ПАР-8. Диапазон ДВ и СВ. Принимая сигнал этой радиостанции радиокомпас самолета определяет направление на аэродром. Мощность 1 кВт (две лампы ГУ-81М). Станция работает круглосуточно, передавая автоматически телеграфом сочетание определенных букв, которые составляли позывной приводной радиостанции.

Перед закрытием аэропорта (1970 год) установили новую антенну ”Чинара”, которая, при круговой диаграмме, имела весьма приличное усиление. Теперь мы слышали не только взлетевшие самолеты, но и работу Запорожского авиадиспетчера. К концу 1968 г познакомился с Александром Емельяновичем Коржом. Он был председателем ФРС в г. Токмак и начальником городской коллективной радиолюбительской радиостанции. Александр Емельянович помог оформить необходимые документы и дал путевку в Мир радиолюбительства. С его помощью получил наблюдательский позывной UB5 064 290 (в те годы это было обязательным условием получения радиолюбительского позывного). Выполнил необходимое количество радионаблюдений, сдал экзамен в Запорожской КДК, получил обязательные радиолюбительские дипломы и в январе 1970 г. получил свой первый позывной UB5QAE. В первый же день вышел в эфир своим позывным. Пока проходил наблюдательский стаж, обзавелся приемником ”Мельник”, передатчиком КВ ”Ерш” и подвесил антенну VS1AA.. Вскоре получил разрешение на работу в эфире, без ограничений. Это давало право работать с любителями капиталистических стран.

Надо отметить, что трансивера в радиолюбительской связи в СССР практически не применялись, как и не применялась однополосная модуляция. Подавляющее большинство любителей применяли списанную армейскую аппаратуру. Эту аппаратуру правдами и неправдами доставали с помощью ДОСААФ в различных ВЧ. С Александром Коржом я дважды ездил в войсковые части Крыма грузовым автомобилем и по доверенности ГК ДОСААФ привозили достаточно много аппаратуры, как для коллективной радиостанции, так и для наших радиолюбителей. Основными источниками радиолюбительской информации были: журнал ”Радио”, короткие заметки в газете ”Патрiот Батькiвщини”, отдельные брошюры и книги.

Продолжение следует.

 


 Информационный партнер:  Мариупольский радиоклуб Маррад