Люблю, целую...

Знакомимся с коллегами

Репортаж Виктора Аверина.

На окраине одного из сeл Ульяновской области возвышается огромная, многометровая конструкция. Несколько месяцев эту антенну собирали местные энтузиасты-радиолюбители. Теперь из этого посeлка можно связаться по радио с любым городом страны, с полярными станциями и даже с космонавтами на орбите.

Владимир Рябов, радиолюбитель: "Известный стал посeлок теперь. А, буквально, года 3-4 назад о нeм не знал никто".

Владимир увлекается радио с детства. Уже в 14 лет получил свой личный позывной, чтобы выходить в эфир. Окунулся в радиоволны и с тех пор уже не может представить без них свою жизнь.

Со всей страны и из-за границы в это село едут радиолюбители, чтобы обменяться опытом и воочию увидеть людей, давно знакомых по голосу.

Стены деревенской избы, которая выполняет роль радиорубки, увешаны дипломами и медалями. Радио - это, конечно же, спорт. С победами и рекордами. Но главное, всe же, общение. Даже если это просто разговор о погоде.

В детстве, когда Вячеслав играл с мальчишками в войну, он всегда выбирал роль радиста. И вот уже 20 лет, как игра стала реальностью. Вместо игрушек у него настоящая радиостанция.

Его коллега и наставник Александр ловит радиоволну уже 40 лет. В юности в руки попали книга по радиотехнике и паяльник. Потом первый собранный приeмник и первый эфир.

Техника за это время шагнула вперeд, в кармане у каждого личная рация - мобильный телефон, а дома - интернет. Связь стала элементарной и привычной. Но только не для радиолюбителей.

Александр Капралов, радиолюбитель: "Какую-то часть людей мы потеряли, которые ушли в интернет и общаются там. Но истинные радиолюбители, которым именно шум эфира, живой голос или живая музыка телеграфной азбуки, так сказать, бальзам на душу. Тот, кто заболел этим, очень редко бросает это всe".

В здании в центре Москвы звук телеграфного ключа не смолкает почти никогда. Это центр притяжения радиолюбителей со всей страны. Здесь собрана история радио с самых первых его шагов.

Большинство этих устройств не только музейные экспонаты, но и по-прежнему действующие радиостанции. Отстучать свои позывные на передатчике эпохи Попова - настоящая радость для фаната радиотехники.

Юрий Фeдоров первую рацию собрал ещe в пятом классе. И это изменило его жизнь навсегда.

Юрий Фeдоров, радиолюбитель: "Когда из груды деталей, какого-то листового металла получается прибор или же приeмник, который начинает вдруг работать, ну, конечно, это ещe нужно приложить большие усилия, чтобы настроить его, чтобы он, действительно, заработал так, как надо, ну это вообще, это просто сказка".

Любовь к радио всегда начинается с паяльника. В этом убеждены опытные радиолюбители. Поэтому прежде, чем выйти в эфир, нужно своими руками собрать передатчик. Максиму, ученику второго класса, до этого ещe далеко. Но первый уверенный шаг к цели уже сделан.

Линда учится в четвeртом классе и из всех девочек, она самая опытная радистка. Ещe не научилась справляться с волнением, ещe дрожит рука с микрофоном, но еe уже не оторвать от радиостанции.

Линда Цакул, ученица 4 класса: "Я смогу с другим городом, там, связаться, вот как сейчас. Может быть, даже и с другой страной".

Взрослые любители радио полны надежд. Может быть, и эти дети так заиграются в радистов, что это станет частью всех их жизни.

Ведущий: Об увлечении, которое, казалось давно исчезло, го, как мы видим, вовсе нет, мы подробно поговорим с почетным радистом, создателем Музея радио Евгением Суховерховым.

Гость: Здравствуйте.

Ведущий: В советские времена любители ловили глушимые западные станции. А что сейчас?

Гость: Радиолюбители зарегистрированы в какой-то своей организации, в каком-то городе. Они зарегистрированы. У них есть специальные позывные, есть радиостанция, антенны. Им давно право работать в эфире.

Ведущий: А радиостанции продаются или их можно собрать самому?

Гость: Дело в том, что до определенного времени радиолюбители собирали радиостанции сами. Потому что купить радиостанции не было возможности. Сейчас радиолюбитель спокойно берет радиостанцию, покупает ее, покупает антенну, устанавливает, и работает на ней, может быть, даже, не зная, как она работает эта радиостанция, и что там внутри творится.

Ведущий: Ну, а теоретически радиолюбитель в Москве к кем может связаться? С жителем Нью-Йорка может?

Гость: Вы знаете, радиолюбитель Москвы при определенных обстоятельствах может с Нью-Йорком связаться, а с радиолюбителем Москвы у него связь может быть невозможна. Почему, потому что существуют так называемые "мертвые" зоны на определенных частотах, обычно на высоких частотах.

Ведущий: Многие помнят комедию с Харатьяном. Там радиолюбитель вмешивался в разговор президентов России и США, перехватывал секретные телеграммы. В реальности это возможно? Есть ли какой-то контроль?

Гость: Ну, контроль есть, конечно. Радиоклубы ходатайствуют об оформлении разрешения на ту или иную категорию. У нас есть категория, начиная от начинающей и заканчивая высшей категорией, которая присваивается опытным радиолюбителям.

Ведущий: Ну, а эти разрешения, их желательно получать или же обязательно?

Гость: Обязательно надо. Есть контрольные службы, которые контролируют.

Ведущий: А есть вообще Кодекс поведения радиолюбителей?

Гость: Конечно, конечно. Есть правила радиосвязи, которые вот начинающие радиолюбители изучают, сдают экзамены. Надо уметь правильно проводить радиосвязь. Там есть свои определенные правила, допустим, ты называешь позывной корреспондента, называешь свой позывной, после этого идет диалог. Диалог обычно идет об аппаратуре, на чем он работает, ну о погоде, может быть. Ну, у нас есть определенные коды. Значит, вот допустим 73 - это желаю всего наилучшего. 55 - это 5 и 5 - это рукопожатие. 88 - обычно женщины передают: "Люблю, целую".

Источник