Радиопираты за рубежом

Ретро - Радио

Несколько лет назад в кинопрокат вышла «Рок-волна» — комедия о безбашенных и героических сотрудниках британского пиратского радио. Странный поворот истории: противостояние ханжеской власти и нелегальных промоутеров современной культуры кажется подозрительно актуальным. С праздником, работники свободного радиовещания!
"...Ностальгия по бодрым 60-м. Вечно омерзительный «Большой брат». Вечно актуальная история взросления. И вечно живой, несмотря на то что уже неоднократно объявлялся мертвым, рок-н-ролл. И конечно, само радио — единственное медиа, которое способно так ненавязчиво проникать в сознание, и первое, которое подарило ощущение интерактивности: голос, который тихо говорит в микрофон, слышен за сотни, а то и тысячи километров..."

Во как! Несколько тысяч километров!
Была ли это первая пиратская радиостанция? Нет, конечно.
Родиной пиратского радиовещания считается Дания. Еще в 1958 году там заработала нелегальная станция Radio Mercur на рыболовецком судне, стоящем на якоре у острова Вен. Штука в том, что человек, вещающий из нейтральных вод, уже не попадает
в список "радиохулиганов". Его нельзя судить по законам той страны, где живут его
радиослушатели.
"....Постепенно вещающие в лёгком, доступном формате и ориентированные на молодёжь плавучие оффшорные станции заполонили нейтральные воды. С дрейфующих судов вещали Radio Veronica, Radio Nord, Radio Caroline, множество других. Radio London, на котором оказался Пил, было основано группой техасских нефтепромышленников и также вело вещание с корабля. Многие его передачи, а в том числе и Perfumed Garden Джона Пила, приобрели статус культовых, тем более что руководство давало ему возможность включать в программу музыку по личному выбору. Это была одна из самых популярных радиостанций тогда - настоящий голос хиппи-андеграунда. К той давней поре относятся первые "открытия" Пила, и в эфире впервые прозвучали композиции The Doors, Pink Floyd и Jimi Hendrix... А такие динозавры рока, как T-Rex, могли бы навсегда исчезнуть с музыкальной сцены, неподдержи он их тогда! .."
Радиостанции вещали-вещали.. Наконец, стали столь популярными, что вмешались бизнесмены, дабы лакомый кусочек не уплыл в море в прямом смысле слова))
"...Открытием самой популярной из радиостанций — Radio Caroline — история обязана ирландскому предпринимателю Ронану О’Рохилли, который был также менеджером нескольких музыкальных групп. Caroline открылась на судне, которое отошло от берегов Британии на несколько десятков километров в нейтральные воды и начало вещание с песни Beatles «Can’t buy me love». Оно набрало аудиторию в 7 млн слушателей уже за три недели..."
http://www.chaskor.ru/p.php?id=6074


И началось..
"....В начале 60-х пиратские радиостанции появлялись как грибы после дождя: Radio Atlanta, Radio Sutch, Radio Noordze, Radio Invicta, Radio Free Yorkshire, Radio Red Rose… Все радиостанции находились в нейтральных водах. Они не принадлежали ни одному из государств и всем одновременно. В радиусе сигнала, конечно.
Радиобум объяснялся довольно просто. Радикальный консерватизм и ханжество официальных массмедиа нагоняли тоску и стимулировали на поиски. Кроме того, легальные радиостанции платили авторские взносы правообладателям и крутили только одобренную свыше музыку. Стоит ли говорить, что репертуар был скуден и однообразен чуть более чем полностью?..."
"...В итоге аудитория пиратских станций в считанные месяцы вырастала с нуля до пары миллионов ежемесячных слушателей, что позволяло их владельцам плавно переходить на коммерческий формат. В конце 70-х — начале 80-х в музыкальной культуре начинается эпоха ди-джеев. Пираты всегда имели острый нюх на талантливых и перспективных. Они первыми стали приглашать ди-джеев в эфир, чтобы те крутили пластинки.
Особой любовью к многочасовым DJ-сетам прониклись голландцы. На Radio Veronica и Radio Stad Den Haag среди ди-джеев стали проводить конкурсы миксов. Самых талантливых брали на работу. Кстати, Пит Тонг, Дэнни Рэмплинг, Джайлс Питерсон, Джон Пил и другие члены европейского клуба "ди-джеи от 35 и старше" — все они начинали свою карьеру на пиратских станциях..."
http://www.infosel.ru/news/detail/1801.phtml
"..В то же время развернулась знаменитая история с «Радио Эссекс». Один отставной майор разместил своё оборудование на стальной морской платформе, служившей ранее базой британских ВВС, поставил там генератор, дом, и не только вёл широкомасштабное вещание на Англию, но и провозгласил свой "остров" суверенным Княжеством Силэнд. Дело дошло до собственной конституции, паспортов и марок; а впоследствии до перестрелок и прочих военных действий... Таким образом, раздолбайские масс-медиа встали поперёк горла властям всей Европы - в итоге к 1966 году был срочно составлен и подписан межправительственный договор, а пиратские лодочки стали "топить" всеми способами. По английскому законодательству теперь за подобную деятельность полагалось до двух лет тюрьмы! .."
Да-да-да.. И на английском радио в те годы царил официоз - Би Би Си
гнало если не "Лебединое озеро", то какую нить вялотекущую классическую музыку.
После массового внедрения "пиратских радиостанций" Би Би Си пришлось изменить политику.
"...Важной причиной закрытия этих станций (пиратских) стало то, что руководство Би-Би-Си изменило свою политику, появилось несколько каналов, ориентированных на разные темы и аудитории, и в том числе - канал Radio 1, посвященный поп-музыке. 14 августа 1967 года пираты капитулировали и Джон Пил попрощался со своими слушателями. Он сошёл на берег, немного поработал в клубе "Средиземье", и вскоре появился на новоиспечённом канале Radio 1 - с музыкальной программой Top Gear. И за следующие 37 лет обыкновенный ди-джей вырос в фигуру поистине национального значения!..."
http://caps-lo.livejournal.com/60990.html