Начинать изучение надо всегда с простого приемника. "Радио" 50 лет назад.

Ретро - Радио

Совершенно естественно, что прежде всего радиолюбитель должен ознакомиться со схематическим изображением деталей. В этом ему окажет помощь развернутая схема приемника, помешенная на рис. 2. На полях этой схемы изображены все детали так, как они выглядят на самом деле. Поможем радиолюбителю сделать несколько. первых шагов в чтении схемы.


Рис. 2.

Начнем рассматривать схему приемника с антенны. На принципиальной схеме антенна показана в виде треугольника, от которого идет линия к кружку, отмеченному буквами Ад. Кружок этот обозначает гнездо для присоединения антенны. Обычно гнездо или клемма антенны обозначается одной буквой А, но в данной схеме пришлось прибавить. лишнюю букву, потому что в приемнике два антенных гнезда: одно для присоединения антенны при приеме длинных и средних волн — Ад и второе для присоединения антенны при приеме коротких волн — Ак.

Проследим дальше цепь антенны от гнезда Ад. От этого гнезда идет линия, изображающая собой провод, к детали, показанной в виде двух параллельных черточек. Если нам еще незнакомо это символическое обозначение, то посмотрим на поля схемы и увидим, что так изображен постоянный конденсатор. Рядом с ним проставлено его наименование — C1 и цифра 100. Эта цифра говорит о том, что емкость данного конденсатора — сто микромикрофарад (100 mmF). (Система обозначения величин емкостей и сопротивлений была приведена в ╧ 1 «Радио» на стр. 61 и в ╧ 2 на стр. 64). Точно так же мы можем проследить, что второе антенное гнездо Ак соединяется с конденсатором С2 емкостью в 12 mmF Далее провода, идущие от конденсаторов C1 и С2, соединяются вместе — точка в месте перекрещивания или стыка проводов показывает, что в данном месте провода электрически соединены между собой, т, е. спаяны или поджаты под гайку.

Эти первые шаги ознакомления со схемой приемника дали уже нам представление об одной его особенности, а именно: о том, что антенна присоединяется к приемнику не непосредственно, а через конденсаторы, причем для приема длинных волн в цепь включается конденсатор емкостью в 100 mmF, а для приема коротких волн — емкостью в 12 mmF. О назначении этих конденсаторов и о причине разницы в их емкости читатель может узнать из статьи «Детали приемника 0-V-1», помещенной на стр. 49 этого номера журнала.

Проследим схему дальше.

Провод, соединяющий нижние пластины наших конденсаторов, которые, заметим кстати, часто называются «антенными конденсаторами», так как они включены в цепь антенны, припаян к точке «к». От этой точки один провод отходит направо я один вниз — к катушке L3. Нас в настоящее время интересует это второе соединение.


Рис. 3.

Катушка приемника состоит из трех последовательно соединенных катушек L3, L2, L1. Буквы «к» и «н» указывают начала и концы катушек и порядок их соединения, соединять надо именно так, как указано, иначе приемник не будет работать нормально. Далее из схемы видно, что катушка имеет следующее устройство: начало катушки L1 соединено с землей и с переключателем П1. От мест соединения катушек идут провода к контактам переключателя П1 помеченным цифрами 2 и 3. контакт 1 холостой, он ни с чем не соединен.

Что получится, если переключатель П1 поставить на контакт 3, как это показано на схеме? Ясно, что при этом катушки L2 и L1 будут замкнуты накоротко и фактически будет работать только одна катушка L3. При перестановке переключателя П1 на контакт 2 будет закорочена только катушка L1 и, следовательно, будут работать две катушки L3 и L2. А если поставить переключатель на холостой контакт, то будут работать все три катушки.

У читателя может возникнуть вопрос: для чего показан контакт 1, раз он ни с чем не соединен? Этот контакт нужен. Присутствие его указывает на то, что переключатель П1 имеет третье положение, в котором он не соединен ни с контактом 3, ни с контактом 2. Если бы на схеме не был изображен холостой контакт 1, то мы были бы вправе предположить, что переключатель П1 может занимать только два положения — на контакте 3 и на контакте 2. Значит, катушка L1 при всех его положениях была бы замкнута.накоротко.

У нашей катушки, составленной из трех последовательно соединенных катушек, есть два отвода, подведенные к контактам переключателя П1 Это дает возможность грубо изменять величину ее индуктивности. Но мы знаем, что для настройки на станции надо иметь возможность настраиваться плавно. Поищем на схеме, есть ли там какойлибо орган для плавной настройки. Такой орган есть, это переменный конденсатор C5. Он изображен тоже двумя параллельными черточками, но пересеченными стрелкой. Стрелка показывает, что электрическая величина этой детали может изменяться в некоторых пределах.

Переменный конденсатор C5 присоединен одним своим выводом к верхнему концу трех последовательно соединенных катушек, а другим концом — к их нижнему концу, другими словами, он присоединен параллельно катушкам. Вместе с катушками он образует колебательный контур. Грубая настройка контура производится замыканием катушек при помощи переключателя П1 а плавная — изменением емкости переменного конденсатора. Две черточки, которыми изображен переменный конденсатор, неодинаковы. На нижней из них есть точка. Этой точкой обозначаются подвижные пластины конденсатора. Из схемы видно, что подвижные пластины — черта с точкой — присоединены к заземленному концу катушек, именно так и надо присоединять конденсатор, иначе приближение руки к нему будет вызывать изменение настройки приемника и настройка очень затруднится.

Точно таким способом радиолюбитель должен внимательно проследить всю схему приемника. Изображения на полях схемы дадут ему возможность разобраться, каким деталям соответствуют условные обозначения на принципиальной схеме, статья «Детали приемника 0-V-1» поможет уяснить назначение каждой детали. Схема приемника проста и все его соединения хорошо видны. В тех местах, где провода на чертеже пересекаются, но по схеме в месте пересечения соединения нет, делаются перекидки или «мостики». Так, например, на чертеже рис. 1 пересекаются два провода: один идущий от конца катушки L3 к конденсатору С4 и другой, идущий от конденсатора С3 к началу кзтушки L5. В месте их перекрещивания сделан «мостик», имеющий вид дужки. Это означает, что пересекающиеся провода не соединяются, т. е. должны быть изолированы друг от Друга.

Места присоединения большинства проводов могут быть изменены. Например, переключатель П1 показан присоединенным к началу катушки L1. Его можно присоединить к любому месту провода, соединяющего начало катушки L1 и гнездо — Н, от этого ничего не изменится. Для сравнения мы приводим на рис. 3 ту же самую схему, которая изображена на рис. 1, но начерченную несколько иначе. На первый взгляд может показаться, что это вообще другая схема, но стоит проследить любую ее цепь, чтобы убедиться в том, что обе схемы совершенно одинаковы. Например, переключатель П1 на второй схеме показан присоединенным не к началу кагушки L1 а к земле. Но поскольку начало L1 гоже присоединено к земле, то переключатель все равно оказывается присоединенным к .катушке. Особенно измененной кажется правая часть схемы, но рекомендуем проследить и сравнить соединения деталей — все они окажутся одинаковыми. Вот, например, направо вверху телефонные гнезда Т и блокировочный конденсатор С9. На рис. 1 конденсатор С9 присоединен параллельно телефонным гнездам, на схеме рис. 3 он кажется присоединенным иначе, хотя фактически разницы никакой нет. То же самое можно сказать и о ряде других деталей — конденсаторе С8. конденсаторе С7 и пр.

Когда радиолюбитель освоится с чтением принципиальных схем, то они сразу же, с первого взгляда, будут ему ясны и понятны. Совсем не то с монтажными схемами. Для того, чтобы по монтажной схеме составить представление о приемнике, надо очень долго разбираться в ней. Практически для этого придется по монтажной схеме составить принципиальную и затем уже по принципиальной схеме начать изучать приемник. Взгляните на монтажную схему приемника 0-V-1, помещенную на стр. 43. У нее совершенно нет такой наглядности, какой отличается принципиальная схема.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить хотя бы соединения катушек на принципиальной и на монтажной схемах. На принципиальной схеме отчетливо видно, как и с какими деталями соединены катушки; сразу видно, например, что начало катушки L3 соединено с концом катушки L2 и с контактом 3 переключателя П1 а конец катушки L3 соединен с конденсаторами C1 и С2, с конденсатором С4, с конденсатором C5 и с гнездом а. А теперь попробуйте проследить соединения катушки L3 на монтажной схеме. Сделать это будет очень трудно. При беглом взгляде на монтажную схему совсем невозможно представить себе, с какими деталями соединена катушка L3, и только после тщательного прослеживания соединений можно убедиться, что они такие же, как и на принципиалвной схеме. Мы весьма рекомендуем начинающим радиолюбителям проделать это, так как польза таких сопоставлений схем огромна и в результате их радиолюбитель очень быстро научится ориентироваться в схемах.

Само собой разумеется, что мы не собираемся доказывать ненужность монтажных схем. Монтажные схемы помогут начинающему радиолюбителю правильно разместить детали и будут служить для контроля правильности соединений. Монтажные схемы помогают при ремонте приемника, так как они позволяют быстрее найти нужные детали и проследить вызывающие подозрения соединительные провода. Пользоваться монтажными схемами нужно, но лишь при том условии, что радиолюбитель будет свободно разбираться в принципиальных схемах. Если же он ограничится слепым копированием приемников по монтажным схемам, не разбираясь в их принципиальных схемах, то такой радиолюбитель никогда не будет хозяином своего приемника, не будет знать его и не сможет сам конструировать приемники.

Начинать изучение надо всегда с простого приемника и с первых же шагов вести изучение так, чтобы не оставалось никаких невыясненных или непонятных мест. Начинающие радиолюбители должны внимательно прочесть псе статьи о приемнике, тщательно разобрать все его схемы и уяснить назначение каждой детали. Все это будет служить хорошим фундаментом для их дальнейшей успешной радиолюбительской работы.

http://www.chipinfo.ru/literature/radio/194604_5/p45-48.html