Музей техники - возможно ли это?

Знакомимся с коллегами
alt


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В семилетнем возрасте Виталий Брусникин из деталей конструктора "Электротехника" пытался собрать свой первый детекторный приемник. Из этого ничего не получилось. Однако уже через год-другой сделанные мальчиком приемники работали. Сегодня В. Брусникин, инженер отдела Интернета ОАО "Электросвязь", пишет кандидатскую диссертацию в области истории радиотехники. Кроме того, он крупнейший в республике коллекционер старинных приемников.

Рождение увлечения
    Страсть к радиолюбительству Виталий Брусникин, по всей видимости, унаследовал от деда Федора Васильевича, выпускника питерского журфака, радиожурналиста. В двадцатые годы прошлого века тот строил собственные детекторные приемники, когда они еще не выпускались промышленностью.
    Конструировать приемники юный Виталик начал самостоятельно. Родители, филологи по образованию, в технике ничего не понимали. Мальчик обучался радиоделу по книгам. И в этом не было ничего необычного. Радиолюбительство в нашей стране было широко распространено, в том числе среди детворы.
    А еще многие дети в ту пору занимались коллекционированием. И Виталий собирал значки и марки. У большинства увлекающихся натур страсть к собирательству с возрастом ослабевает. И остается лишь у людей, склонных не просто что-то собирать, но и систематизировать свою коллекцию, как бы раскладывая все по полочкам. Такая черта часто характеризует людей творчески одаренных. И у Виталия радиолюбительство и увлечение коллекционированием соединились со склонностью к систематизации.
    Идея коллекционировать приемники пришла, как вспоминает Виталий Валерьевич, лет восемь назад. И он стал собирать отечественные ламповые радиоприемники, раскладывая их по полочкам в буквальном и переносном смысле.

Радио и Интернет
    В 1998 году Виталий Брусникин создал первый в стране интернетовский сайт, посвященный истории радио. Со временем, по замыслу автора, этот сайт должен стать подробным каталогом для увлеченных радио натур. Там уже теперь можно найти обширную информацию о выпускавшихся в стране приемниках, проигрывателях, пластинках, радиолампах и о многом-многом другом, имеющем отношение к радио. Подобных каталогов в нашей стране до сего дня в книжном варианте не издавалось. На всякий случай приводим координаты сайта Брусникина: http://oldradio.onego.ru. Электронный адрес: [email protected].
    Обычно этот сайт посещают пользователи сети Интернет, у которых проснулся интерес к истории техники. Регистрируется примерно 500 посещений в день. В отзывах молодых людей часто звучит удивление по поводу неожиданных для них достижений Советского Союза в радиотехнической отрасли.

О первых приемниках
    В июле 1924 года вышел декрет о свободе эфира в России. Согласно декрету гражданам страны разрешалось иметь личные приемники. На деле документ лишь узаконил ситуацию, которая к тому времени сложилась де-факто, когда умельцы создавали нелегальные приемники. До 1924 года промышленность не производила ни детекторных, ни ламповых бытовых приемников. Существовала лишь специальная радиоаппаратура.
    Первый отечественный приемник для населения, называвшийся "Радиолина", появился в 1924 году. Сегодня в частных коллекциях он отсутствует. Число произведенных экземпляров оказалось невелико, и в открытой продаже увидеть приемник было практически невозможно.
    Приемники действительно массовые стали появляться в стране с 1926 года. Вот названия некоторых из них: БВ (Борусевича вещательный), БТ (Борусевича трехламповый), БЧ (Борусевича четырехламповый) и так далее. Э. Борусевич - инженер, который эти приемники создал.

Лучшие отечественные модели
    Наиболее благоприятным для отечественного радио, по словам Брусникина, был сталинский период. На каждом радиозаводе в сороковые-пятидесятые годы выпускались свои особенные образцы. Появлялись отличные друг от друга схемы, модели, формы корпусов... Люди находились в поиске не из экономических соображений, чтобы привлечь покупателей (приемников не хватало, и покупатели хватали любой), а просто перед радиопромышленностью ставились высокие цели.
    До лучших зарубежных образцов отечественная радиотехника все же недотягивала. И не потому, что наши модели были хуже, а потому, что в массовом производстве происходили досадные сбои, которые отражались на качестве. Однако те приемники, которые дожили до наших дней, получают исключительно благоприятные отзывы (в том числе у собирателей с Запада). К слову, в некоторых приемниках исправно работают радиолампы, произведенные в конце тридцатых-начале сороковых годов.
    Самые, пожалуй, удачные модели отечественных приемников были созданы в середине пятидесятых годов (они, вероятно, могли появиться и раньше, но помешала война). Это, например, "Мир", "Беларусь-53"... В дни московского фестиваля молодежи и студентов мы решили удивить мир еще одной крутой моделью. И сделали действительно хороший приемник с "прибамбасами": с дистанционным управлением, автоподстройкой и тому подобным. Этот приемник назывался "Фестиваль".

О коллекции Брусникина
    Цель своего собирательства Брусникин объясняет так. Хочется составить для себя и для своих последователей цельную историческую картину развития радиотехники в стране. Всего в его коллекции около сотни моделей. Виталий Валерьевич хранит их у себя дома, а также на работе. Самый старый приемник в коллекции - ЭЧС-2 (экранированный четырехламповый сетевой). Выпущен в 1932 году. Немало у Брусникина приемников 40-50-х годов. А вот модели 60-70-х, которые теперь на помойку уносят, не так интересны для собирания. Они выпускались массово, по определенному стандарту или шаблону. "Под разными корпусами и названиями, - говорит Брусникин, - часто скрывалась одна и та же схема".
    Кроме радиоприемников, Брусникин собирает граммофонные пластинки. Но не только ради записей. Многое из записанного на пластинках теперь издано на компакт-дисках. Слушать обычные пластинки сегодня все меньше желающих. Тематика коллекции: история производства грамзаписи.
    Иногда Брусникин сожалеет, что нельзя расширить увлечение и начать, например, собирать магнитофоны. Но понимает, что необъятное объять невозможно. И проблема, связанная с хранением громоздкой коллекции, не дает развернуться как в прямом, так и в переносном смысле. "Иногда, - признается Брусникин, - когда натаскаешься коробок по сорок килограммов весом, возникает душевный ропот: и почему я не собираю, скажем, обычные марки?"

Жены и увлечения
    Иногда в семьях коллекционеров возникают конфликты, когда жены предъявляют своим мужьям справедливые претензии по поводу того, что те слишком много времени уделяют увлечениям в ущерб супружеским обязанностям. К счастью, жена Брусникина, экономист по профессии, понимает мужа. Для нее, как и для мужа, минувшая пора что-то значит. Анализ того, что было в прошлом, в том числе в техническом плане (к слову, многие оригинальные технические решения утеряны по разным причинам), может помочь новому строительству.
    У супругов есть и общее увлечение. Оба занимаются бальными танцами в клубе "Ритм". А еще Виталий пишет кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургском филиале Института истории, естествознания и техники (головной институт находится в Москве). Тема диссертации касается эволюции технических решений при конструировании и производстве радиоприемников. Таким образом, хобби перерастает в профессию. Появились у Брусникина и оригинальные практические разработки. Получила признание схема лампового усилителя мощности, опубликованная в 2001 году в украинском журнале "Радио-хобби". Этот усилитель конструкции Брусникина, предназначенный для высококачественного воспроизведения звука, отличает удивительная простота.

Музей техники - возможно ли это?
    Новое время не слишком благоприятно не только для создания новой техники, но и для сохранения уже достигнутых рубежей. Многое, очень многое уносится на "свалку истории" и просто на помойку. К счастью, ниточка технического прогресса не обрывается. Это происходит и благодаря усилиям энтузиастов, к которым принадлежит Брусникин. В Петрозаводске живут и другие подобные ему увлеченные люди.
    Сейчас в воздухе витает идея создания в нашем городе особенного музея, который должен напоминать нам, ныне живущим, о славных страницах истории отечественной техники. Недавно семена этой идеи попали, кажется, на благодатную почву. Дело в том, что Петрозаводский почтамт в честь 300-летия города хочет расширить экспозицию ведомственного музея истории почты и приступить к созданию музея связи. И тут коллекция Брусникина может прийтись весьма кстати.

Сергей ХОХЛОВ


http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1015/12.html