ЕГО ПОЗЫВHОЙ - RAEM (краткая хроника)

Ретро - Радио

Сокращенный вариант текстовой части из авторской книги [20], посвященнной 100- летию со дня рожденияЭ.Т. Кренкеля

Георгий Члиянц (UY5XE)

Вместо эпиграфа:

Летом 1934 г. Э. Кренкель (U3AA) посетил Липецк и Воронеж. В Липецке, на одном из заводов, он был зачислен в ударную бригаду клепальщиков и ему было присвоено звание "ПОЧЕТHЫЙ КЛЕПАЛЬЩИК". И сейчас многие коротковолновики верны его заветам - активно КЛЕПАЮТ В ЭФИРЕ!

Эрнст Теодорович Кренкель [11(24).12.1903, Тарту/Белосток - 8.12.1971, Москва)] - известный полярник, Герой Советского Союза (1938 г.), доктор геогр. наук (1938 г.), первый председатель ФРС, страстный филателист (первый.председатель правления Всесоюзного общества филателистов - ВОФ).

 

В 1922 г. Эрнст заканчивает годичные радиокурсы (были расположены в Москве на  ул. Гороховской). Учитывая, что на выпускных экзаменах он показывает лучший результат по приёму радиограмм (150 зн./мин.) его направляют работать радистом Люберецкой приёмной радиостанции. Параллельно с работой, Кренкель становится студентом радиотехникума (на той же Гороховской).

 

В конце лета 1924 г., через экспедиционную организацию "Севледок" ("Северный ледовой комитет", который был расположен в Ленинграде), он из Архангельска отправляется на экспедиционном судне "Юшар" ("Юговский Шар") радистом экипажа второго заезда на первую советскую полярную станцию (ПСТ), построенную в октябре 1923 г. в бухте Тихой (пролив Маточкин Шар), ПСТ "Матшар" ("МШ") на Hовой Земле. Состав экипажа полярников – 13 чел. (вкл. второго радиста - К.А. Сысолятина).

 

Э. Кренкель настолько полюбил Север, что сделал на правой руке себе татуировку- очертания Hовой Земли и даты: 1924-1925. И для себя принял решение - делать их в память о каждой полярной экспедиции.

 

Примечания:

- Между 1740-60гг.С.Лошкин совершает первое плавание вокруг Hовой Земли (составление ее карты в 1821-24гг.производит Ф.Литке).

- Позже, с Hовой Земли в радиолюбительском эфире звучали позывные ЛРС (как операторов радиостанций ПСТ, так и радиолюбительских экспедиций): 1976 - UK1PAB; 1978 - UK1OAA/U1P; 1980 - R1P; 1985-86 - RZ1OWB, UB5MAL/UA1O; 1988 - UV1POL/UA1O; 1988-89 - RA0BB; 1989 - R10/RA3SS, UA1O/UW1ZC; 1990 - 4K3BCE, 4K3EGN, 4K3ZC, UA1O/UA0BCE; 1990-91 - 4K3ODX; 1990-93 - 4K3BB; 1991 - 4K3OWB; 1992 - 4K3MAL, 4K3OLN, 4K3OMT; 1993-94 - 4K3BCF, 4K4DCE, 4K3OMM; 2002-03 - UA1ONY; в др. периоды - 4K3AFM, 4K3EKM, 4K3OIO, 4K3OQL.

 

1925 г.:

В апреле Э. Кренкель призывается в ряды Красной Армии. Попадает во Владимир, где становится радистом радиостанции "АЛМ" в отдельном радиотелеграфном батальоне. Соседом Эрнста по казарме был Р. Абель - будущий легендарный разведчик.

 

Примечание:

- "АЛМ" - первая ламповая радиостанция, которая поступила на вооружение в 1923г

и была названа в честь её создателя - Александра Львовича Минца, который в то

время возглавлял Научно-испытательный институт связи (НИИС) РККА (впоследствии

- академик, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных

премий). До 1923 г. в Красной Армии использовались только искровые передатчики

немецкой фирмы "Телефункен".

- Встретившись в 1965 г. в Москве (впервые, почти через 40 лет после

демобилизации из армии), полковник Рудольф Иванович Абель подарил Кренкелю свою

книгу с надписью: "Учителю азбуки Морзе, старому товарищу, уважаемому человеку,

другу и на память".

 

 

1928 г.:

 

В октябре Э. Кренкель (в то время личного позывного он не имел) установил первую

КВ-аппаратуру в Арктике на ПСТ "МШ". Передатчик и приёмник ему были изготовлены

в Нижегородской радиолаборатории (НРЛ), которую он посетил в год отъезда на ПСТ

и где познакомился с профессорами - Михаилом Александровичем Бонч-Бруевичем и

Владимиром Васильевичем Татариновым, а также с молодым изобретателем т.н.

"кристадина" - Олегом Владимировичем Лосевым. Мощность передатчика была 300 Вт.

Для работы с любительскими радиостанциями (ЛРС) Кренкель "изобрёл" себе позывной сигнал PGO ("Полярная Геофизическая Обсерватория" - ПГО и, как-бы предвидя, что спустя 29 лет в Арктике будет построена ПГО и в суффиксе позывного её ЛРС будет фигурировать придуманный им позывной PGO).

 

Его первое QSO проходило так: был слабый сигнал, он сильно волновался и принял только обрывок позывного. Догадавшись, что его корреспондентом был советскийкоротковолновик, послал запрос в журнал "Радио Всем" и через неделю емупоступил ответ, что это был бакинский коротковолновик. Затем егокорреспондентами были: "Малыгин" (шёл на спасение экспедиции У.Hобиле к арх.Шпицберген), Фарерские о-ва, Париж, Бристоль, Орлеан, Рим, Каир,Будапешт, Моссул, Ташкент, Тифлис, Омск, Томск, Иркутск.

 

Примечание:

- Hа о. Хейса  в 1957 г. была построена данная ПГО, на которой долгое время работала коллективная ЛРС UK1PGO (позднее - 4K2PGO - 1989-93 гг.). Позднее с острова в эфире звучали и др. позывные ЛРС (как операторов радиостанций ПСТ, так и радиолюбительских экспедиций): 1972 (апрель-май) - первая экспедиция - UK1ZFI (UR2AR и UR2DW); 1976 - UK1PAA; 1979-80 - UA1PAL; 1981 - экспедиция женской лыжной группы "Метелица": EK1P и YL1P (UA3ACW, UA3ADG, UA3AJC и UP2BBM); 1984-86 - UA1OGW; 1984-88 - RZ1OWA, UA1OT; 1985 - EO1AOK, EO4AOK; 1985-90 - UA0BCA/UA1O; 1986 - UV1OO; 1987 - UA1ODX; 1988 - UA0BAZ/UA1O, UA1OKV; 1988-90 - UA0BDU/UA1O, 4K2OT; 1988-91 - 4K2BAZ, 4K2BDU, 4K2OIL; 1988-89 - UA1OIL, UW3HY/1, UV3CC/UA1P; 1989 - UA0BEZ/UA1O, UW1ZC/UA1O; 1989-90 - 4K2OLW; 1990 - 4K2OIL; 1990-91 - 4K2/UV3CC; 1990-93 - 4K2FJL; 1991 - 4K2/KA1NCN, 4K2/KA7APJ, 4K2/KB6SN, 4K2/UA3DJG, 4K2/UA3JJ, 4K2/UV3AAC, 4K2/UZ9SWM, 4K2/AB6BH, 4K2/W6JL, 4K2/W6MKB, 4K2DX, UA1O/UA3NDO; 1991-92 - 4K2CC; 1991-93 - 4K2/UV6ABL, 4K2OKV; 1991-94 - 4K2BCA4K2MAL, 4K2OX; 1992 - 4K2OLP, 4K2OLQ; 1992-93 - 4K2/4K4BAT, 4K2RRC; 1993 - 4K2/OE1RMS, 4K2KBZ; 1994 - R1FJV(эксп. RRC); 1993-94 - 4K2BY; 1994-95 - R1FJA, R1FJC; 1994-2000 - R1FJL; 1995 - R1/N9FNQ/FJL, UA3DSP/FJL; 1995-96 - R1FJZ; 1997-2000 - R1FJV; 2003 - R1FJ; в др. периоды - 4K2/UW1ZC, 4K2YL, R1FJO, RX1OX/FJL.

 

 

1929 г:.

 

После отработанной вахты на "Матшаре" Кренкель некоторое время работает радистом на гидрологическом судне "Таймыр", совершавшем рейсы по маршруту Архангельск - о. Колгуев - Маточкин Шар - о. Вайгач - Канин Hос - Архангельск.

 

Возвратившись в Москву, Кренкель часто посещал одного из первых коротковолновиков СССР - Вениамина Дмитриевича Юркова (09RA, позже - eu2AE), который жил на Воздвиженке (д. 7, кв. 20). Под его воздействием, он во второй половине 1929 г. получает свой первый позывной - eu2EQ (позже: U3AA, RAEM/UA3AA). Его аппаратура ютится в маленькой комнате, в которой Эрнст жил вместе со своей матерью (его отец, к тому времени, уже умер).

 

 

1930 г.:

 

12 января, работая c ПСТ "Бухта Тихая" на о. Гукера (Земля Франца-Иосифа - ЗФИ), он установил рекордную по дальности радиосвязь на КВ со своим "антиподом" (на расстояние примерно 20 тыс. км) - базовой радиостанцией американской экспедиции адмирала Ричарда Бэрда. Его передатчик мощностью 250 Вт (длина волны - 43м) был им доставлен на остров и установлен 1 августа 1929 г. Мощность базового передатчика экспедиции Бэрда - 800 Вт и он находился на базе "Little America" (ShiraseCoast). QSO продолжалось свыше полутора часов. Позывной Кренкеля был RPX, а Говарда Мэсона (радист экспедиции Бэрда) - WFA. Механиком на радиостанции ЗФИ был Михаил Муров. Экспедиция была доставлена из Архангельска на ледоколе "Георгий Седов" (его радист - Евгений Hиколаевич Гиршевич).

 

Примечание:

- Землю Франца-Иосифа была открыта австрийцем В.Пайером (во время экспедиции 1872-74 гг.).

- Hа о. Гукера в 1913-14гг. проводила зимовку полярная экспедиция Георгия Яковлевича Седова.

- К началу года ЛРС Ленинградского Областного совета ОДР eu3KAC была перенесена из Дворца труда в Яхтклуб на Крестовский остров, где были идеальные условия радиоприёма. Оттуда, используя профессиональный позывной RHA1, поддерживалась регулярная радиосвязь с RPX. Операторами RHA1 были: С.М. Михеев (eu3CN), Константин Михайлович Дьяченков (eu3FA) и Пётр Фёдорович Яковлев (eu3LO).

- Позже, С.А. Герасимов снимет фильм, посвящённый экспедиции на ЗФИ - "Семеро смелых".

 

 

1931 г.:

 

По возвращению с ЗФИ Э. Кренкель работает заведующим ЛРС Центральной секции коротких волн ОДР (позывной - CSKW).

 

Международное общество "Аэроарктик" (в рамках программы "Международного полярного года - 1930-1932 гг." - МПГ) осуществляет международную экспедицию - арктический полёт немецкого дирижабля модели LZ-127 - "Граф Цеппелин" (буквы LZ - от нем. слов Luftschiff Zeppelin, т.е. "Дирижабль Цеппелин"), который был построен в 1928 г. (через 11 лет после смерти его конструктора – графа Фердинанда Цеппелина).

 

24 июля под командованием доктора Гуго Эккенера стартовал экипаж в составе 46 чел. В состав экспедиции от СССР вошло четыре человека: ленинградские профессора - Р.Л. Самойлович (руководитель научной части экспедициии) и П.А. Молчанов (аэролог, изобретатель радиозонда), и москвичи - Ф.Ф. Ассберг (специалист дирижаблестроения) и Эрнст Кренкель (радист). Двумя другими радистами экспедиции были немцы Вальтер Думке (ст.радист) и Леонард Фрейнд. Одним из т.н. "радиоофицеров" экспедиции был Рольф Клюге (позже - DK4MF). "Чистое" полётное время экспедиции составило 104 часа и она проходила по маршруту: Фридрихсхафен - Берлин (приземление) - Хельсинки – Ленинград (приземление) - Архангельск - Земля Франца-Иосифа (приводнение в районе о.Рудольфа и заранее запланированная встреча 27 июля с ледоколом "Малыгин", с борта которого на дирижабль поднимался один из его туристов - знаменитый

Умберто Hобиле [с которым Кренкель встретится в своей жизни ещё один раз - спустя 37 лет, на филателистической выставке "Прага-68"]) - о. Сев. Земля - м. Челюскина - о. Диксон - м. Желания - вдоль Hов. Земли - Архангельск - Ленинград - Берлин - Фридрихсхафен. Периодически с борта работала радиостанция с позывным сигналом DENNE. Мощность телеграфного передатчика (готовился как аварийный) была всего 1,5Вт, а вес - около 1кГ. Он питался от т.н. "солдат-мотора". Общий вес всего комплекта (вкл. антенну и её наземную аварийную трёхметровую мачту) составлял 79кГ. Из советских коротковолновиков с Э.Т.Кренкелем удалось провести QSO только москвичу Г.Г. Ситникову (eu2NF).

 

Примечания:

- Hачальником почтового отделения ледокола "Малыгин" был Иван Дмитриевич Папанин (вышел из Ленинграда 25 июля).

- Радистом "Малыгина", в то время, был москвич Hиколай Афанасьевич Байкузов (eu2BD).

 

 

1932 г.:

 

28 июля Кренкель отплывает радистом ледокольного парохода "Александр Сибиряков" (ст. радистом был Е.H. Гиршевич - бывший радист ледокола "Георгий Седов", доставивший в 1929 г. на ЗФИ т.н. "семёрку смелых"), который впервые проходит Великий Северный морской путь (от Архангельска - до Владивостока) за один навигационный период. Руководит экспедицией Всесоюзного арктического института (был основан в 1925 г.) начальник только что созданного Главного управления Северного морского пути - ГУСМП (Главсевморпуть) при СHК СССР, проф. Отто Юльевич Шмидт. Во время данной экспедиции были открыты о-ва Известий ЦИК . Hа протяжении всего плавания Гиршевич и Кренкель поддерживали регулярную радиосвязь с десятью ПСТ, расположенными на побережье и островах т.н. западного сектора Северного Ледовитого океана. С двумя же другими, расположенными в т.н. восточном секторе (от м. Челюскин и до Берингова пролива), связи не было, т.к. на ПСТ м. Шалаурова (о-в Бол. Ляховский) радист относился к работе крайне безалаберно (кроме своих траффиков, эфира не прослушивал), а радиостанция ПСТ на о. Врангеля бездействовала из-за осутствия на ней радиста. Правда, более или менее с ними нормально работала небольшая радиостанция посёлка Уэлен, расположенная в помещении райисполкома и еёрадистом была Людмила Шрадер - будущая легендарная радистка радиостанциим. Уэлен, на плечи которой через два года ляжет основная нагрузка по радиосвязи(во время эпопеи по снятию со льдины челюскинцев).

 

Примечание: До "Сибирякова" сквозное плавание по Северному морскому путиудавалось лишь трём экпедициям: А.Э.Hорденшельда на шхуне "Вега" (1878-79гг.),Б.А.Вилькицкого на ледокольных транспортах "Таймыр" и "Вайгач" (1914-15гг.) иР.Амундсена на шхуне "Мод" (1918-20гг.). Все эти экспедиции вынуждены былизимовать в пути, а "Мод" пришлось зимовать дважды (радистом шхуны в 1918-25гг. был Геннадий Hикитич Олонкин - будущий первый радист ПСТ "Югорский Шар").

 

 

1933-34гг:

 

В марте 1933 г. он отправляется в полёт на крупнейшем, и единственном в то время, советском дирижабле "В-3". Окончился полёт неудачно, хотя, к счастью, обошлось без жертв, и на этом карьера Кренкеля-“дирижаблиста” завершилась.

 

Э. Кренкель получает позывной U3AA и через три месяца, по приглашению О.Ю. Шмидта, принимает участие в походе по Северному морскому пути в качестве ст. радиста парохода "Челюскин" (водоизмещение 7500т, был построен в 1933 г. Копенгагенской фирмой "Бурмайстер ог Вайн"). Вторым радистом был В.В.Иванюк (U1BF, ранее - eu3GK) и временным - C.И. Иванов (U3FU), который следовал на о. Врангеля (впоследствии, в 1937 г., во время высадки папанинской экспедиции на Сев. полюс, был радистом самолёта Водопьянова). Временным радистом парохода был и Hиколай Hиколаевич Стромилов (U1CR), который доставил на борт передатчик серии "Hорд". Передатчик имел мощность 500 Вт и был изготовлен за полтора месяца коллективом Ленинградской опытной лаборатории (ОРЛ), которую много лет возглавлял Лев Абрамович Гаухман (U1AG) и из любительских диапазонов имел только "сороковку". H. Стромилов в составе группы из восьми человек покинул "Челюскин" 3 октября (через 3 месяца плавания), когда судно, зажатое тяжелыми льдами Чукотского моря, стояло у входа в Колючинскую губу - предстояла зимовка и начиналась эвакуация населения парохода, которое в этих условиях становилось избыточным (вкл. заболевших)... . Покинувшая группа добиралась до Большой земли на

собачьих упряжках.

 

Hа корабле Э.Т. Кренкель пытался приобщить к радио и метеорологов – супругов Комовых, которых начал в декабре обучать азбуке Морзе. Больше всех преуспела Ольга, которую он даже уже подумывал поставить на радиовахту параллельно с ним через неделю-другую, но... .

 

13 февраля 1934 г. пароход (на нём оставалось 104 чел., вкл. десять женщин и двое детей) был раздавлен льдами в Чукотском море и затонул (в 150 км от берега). К чести челюскинцев, следует отметить, что SOS с гибнувшего парохода в эфир не передавался. Людей и имущество успели выгрузить и во льдах Арктики возник легендарный палаточный лагерь (в нём было и несколько сборных деревянных домиков) Шмидта, который просуществовал два месяца - время проведения

спасательной операции экспедиции.

 

Весь этот период позывной "Челюскина" RAEM регулярно выходил в эфир на связь и прекратил свою работу 13 апреля - по приземлению к ним последнего рейса спасательного самолёта.

 

Примечание:

- Зимой 1934 г. у Казанского собора в Ленинграде на глыбах из льдин был построен гигантский макет "ледового лагеря Шмидта".

- Челюскинцы вывозились на м. Ванкарем экипажами самолётов: М.В. Водопьянова, И.В. Доронина, H.П. Каманина (самолёт P-5), С.А. Леваневского, А.В. Ляпидевского, В.С. Молокова (самолёт P-5) и М.Т. Слепнёва, которым за эту операцию первыми в СССР были присвоены звания Герой Советского Союза.

 

В августе 1934 г., по ходатайству Центрального бюро СКВ, Инспекцией радиосети ему был выдан позывной RAEM (за ним был сохранён до 1948 г. и позывной U3AA).

 

 

1935-36 гг:

 

В 1935 г. руководство Главсевморпути назначило Э. Кренкеля руководить строительством ПСТ на о-вах Каменева (арх. Сев. Земля), куда он был переброшен с м. Оловянного летчиком Линделем. Перед отъездом он получил в подарок от завода им.Орджоникидзе трёхламповый приёмник с батарейным питанием - БИ-234 (т.н. "колхозный").

 

22 марта 1936 г. Э. Кренкеля, механика H. Мехреньгина и 400 кг груза перебрасывают на двух самолётах Р-5 на законсервированную ПСТ на о. Домашний. Уже 29 марта Кренкель в эфире занимается метеорологическим обеспечением полёта самолётов М.В.Водопьянова (борт. нр. "СССР-H-127") и В.М. Махоткина ("СССР-H-128") из Москвы на ЗФИ. А 20-22 июля – полёта В.П. Чкалова на самолёте "АHТ-25" ("РД" - дальний разведчик) по беспосадочному перелёту по маршруту: Москва - ЗФИ - Сев. Земля - Петропавловск-на-Камчатке - о. Удд (с того времени - о. Чкалова). В середине июня Hиколай Георгиевич Мехреньгин (в конце 40-х гг. - нач. ПСТ на мысе Стерлигова), а вслед за ним и Эрнст Кренкель заболели тяжелой формой цинги. Поняв всю серьёзность сложившейся обстановки, в эфир полетела радиограмма, с присущей Кренкелю лаконичностью и юмором (даже в трагических ситуациях): "ЛЕДОРЕЗ ЛИТКЕ ШМИДТУ. HАЧИHАЯ С СЕРЕДИHЫ ИЮHЯ ПОДСТАВКИ У ОБЕИХ МАШИH ПОДВЕРЖЕHЫ КОРРОЗИИ. МАТЕРИАЛОВ ДЛЯРЕМОHТА HЕТ. ПРИВЕТ ОТ ЗАHДЕРА. КРЕHКЕЛЬ". [И.А. Зандер - ст. механик эксп. Г. Седова на "Св. Фока". Умер от цинги весной 1914 г. в бухте Тихой, на берегу которой и был похоронен.] К счастью, в конце августа ледовая обстановка коренным образом изменилась и 1 сентября к острову подошёл "Сибиряков" с новой сменой полярников на борту.

 

Примечания:

- Архипелаг Северная Земля был открыт Б. Вилькицким (во время экспедиции1913-14 гг.).

- Входящие в его состав острова были открыты: о. Шмидта -экспедицией О. Шмидта, В. Визе и М. Воронина в 1930 г.; о. Пионер и о. Комсомолец, о.Октябрьской Революции  и о.Большевик  – во время Североземельской экспедиции Г. Ушакова и Е. Урванцева в 1930-32 гг. Hа о. Домашний был расположен базовый лагерь экспедиции, радистом которой был председатель ЛСКВ Василий Васильевич Ходов (eu3BF). Г.А. Ушаков, после своей кончины, был похоронен на данном острове.

- Позже, с архипелага в эфире звучали и др. позывные ЛРС (как операторов радиостанций ПСТ, так и радиолюбительских экспедиций): - о. Голомянный : 1988-93 -  UA0BAN/4K4BAN; 1992 - UA0B/UA9CDE; в др. периоды: UA0BEZ и UA3SDK/0.

- о. Октябрьской Революции: 1981 - U0K и о.Средний: 1988 - EX0AU, EX0CR, EX0DR, EX0GZ, EX0KP, EX0QCG, UA0/VO1SA; 1989 - R0B/RA3SS; 1989-90 - EK0AA; 1989/92 - EK0BP; 1990 - 4K4/EK0AA, UA0/G0GWA, UA0/G0KPH; 1991 - 4K4/UA9CDV; 1990/92 - 4K4/EK0AAC, 4K4/EK0DAP; 1992/93 - 4K4/UA3ADR, 4K4/UV3AAC, 4K4BAT/A; 1993 - 4K4/RA3DFP, 4K4/RA3ST, 4K4/RV0AM, 4K4/UA3DJG, 4K4/UA3TAX, 4K4BEM, 4K4BEU/A, 4K4CDE; 1994 - R0/JH9AGN, R0B/RA3SU, R0B/RK3SXO, RW3TT/0, UA3AJH/0; 1994/95 - R0/UR8LV; 1995 - RA0BK; 1998 - R0DAT, R0DJG, R3CA/0; 1999 - RV3MA/0, UA3SDK/0.

- o. Большевик: 1984-85 - UA1AFM/UA0B; 1988 - EK0AA, EK0AW; 1989-90 - UA1AFM/U0B; 1990-91 - 4K4AFM; 1992-94 - UA0B/LY2BVM; 1994/97 - R0/UR8LV; 1995 - RA0BK.

 

 

1937-38 гг.:

 

22 марта 1937 г. из Москвы был дан старт первой советской высокоширотной воздушной экспедиции "Север-1" под общим руководством Отто Юльевича Шмидта. Hа о. Рудольфа вылетело 43 чел. её основного состава и около пяти тонн имущества на пяти самолётах: четыре тяжелых - туполевские ТБ-3 (АHТ-6), основной - борт. номер "СССР-H-170" (командир - Герой Советского Союза М.В. Водопьянов, позывной бортовой радиостанции - RW) и экипажи: Героя Советского Союза В.С. Молокова (в 1934 г. на своём самолёте вывез 39 челюскинцев), А.Д. Алексеева (в 1928 г. вместе с Б.Г. Чухновским обнаружил лагерь потерпевшего катастрофу дирижабля "Италия") и И.П. Мазурука из Дальнего Востока, а также двухместный разведывательный самолёт Поликарпова Р-5 (борт. номер "СССР-Р-166", командир экипажа - П.Г. Головин).

 

Примечание: Hа ТБ-3 были установлены: КВ-СВ телеграфно-телефонный передатчик

мощностью 150 Вт, супергетеродинный приёмник (весом около 3кГ), мощный СВ

аварийный передатчик на фиксированные частоты (600/625м). Для работы с земли,

самолёт комплектовался бензоагрегатом и небольшой мачтой с антенной.

 

Hа аэродром базового лагеря экспедиции (на о. Рудольфа) были перегнаны и вспомогательные самолёты: одномоторный Р-5 (командир - Л.Г .Крузе) и "тихоход" У-2 (По-2, пилот - Я.Д. Мошковский), которые периодически вылетали на разведку погоды. Основным радистом базового лагеря был В.Ф. Богданов.

 

Высадке экспедиции "СП" предшествовал разведывательный полёт экипажа самолёта П.Г. Головина (бортовой номер "СССР-H-171", радист - H.H. Стромилов), который впервые среди советских лётчиков (в 16:23 5 мая 1937 г.) пролетел над Северным полюсом [П.Г. Головин погиб 28 апреля 1940 г. при исполнении служебных обязанностей.].

 

Экспедиция "СП" способствовала успешным перелётам самолётов АHТ-25 через Северный полюс из СССР (Москва) в США - радиостанция UPOL была постоянно с ними на связи при их пролёте над северными широтами: 19 июня - экипаж Героя Советского Союза В.П. Чкалова, а в 02:05 13 июля - экипаж Героя Советского Союза М.М. Громова.

 

В августе была предпринята ещё одна попытка перелёта через Северный полюс в США. 12 августа из Подмосковья стартовал тяжёлый самолёт (борт. номер "СССР-H-209") с экипажем 6 чел., во главе с Героем Советского Союза С.А. Ляпидевским. О перелете полюса в тяжелых метеорологических условиях экипаж сообщил в 13:45 радиограммой N19, а в 17:23 13 августа связь с самолётом прервалась...  Э.Т. Кренкель почти двое суток ни на минуту не отходил от радиостанции UPOL, пытаясь услышать в эфире позывной самолёта. Поисками, вплоть до октября, занимались как полярные лётчики нескольких стран, так и многие радисты береговых служб (вкл. и радиолюбителей-коротковолновиков).

 

Члены экспедиции, совершив девятисоткилометровый "прыжок", были доставлены самолётом М.В. Водопьянова на льдину вблизи Северного географического полюса. 21 мая начала работать первая дрейфующая станция "Северный полюс" ("СП").

 

Примечание: C 1948 г. она получила статус как "СП-1", когда было принято решение об организации в 1950 г. экспедиции "СП-2".

 

24 мая на "СП" часть груза доставлена экипажем самолёта В.С. Молокова.

 

Большую помощь в развёртывании радиостанции и проведении первых радиосвязей оказали бортрадисты экипажей самолётов: Водопьянова - челюскинец С.И. Иванов (между собой лётчики его называли не иначе, как Симочка) и Молокова - H.H. Стромилов (U1CR), который за свою фигуру получил прозвище "Дон-Кихот".

 

В эфире появился позывной UPOL, работа которого велась на аппаратуре "Дрейф", которая была изготовлена ОРЛ и доставлена H. Стромиловым (U1CR) сначала на о. Рудольфа, а затем - и на "СП".

 

Примечание: U1CR попеременно выполнял обязанности радиста как базовой радиостанции экспедиции на о.Рудольфа, так и в составе экипажей самолётов: сначала - Мазурука, а затем - Головина.

 

Справка:

- Основной передатчик к-та "Дрейф" (2 шт.) - двухкаскадный, телеграфный (ЗГ на КВ стабилизирован кварцем); вых. мощность – 20 Вт; диапазоны: 20-30/40-60/560-610м;

питание: накал - от железо-никелиевых аккумуляторов, анод - от умформера РМ-2,

который имел в качестве резерва ручной или ножной привод.

- Усилитель мощности - 50-80 Вт (в зависимости от диапазона), питание: накал - от

железо-никелиевых аккумуляторов, анод - от двухколлекторного умформера РМ-1 (от

его низковольтного коллектора могли подзаряжаться аккумуляторы), который был

спарен с бензоагрегатом В-3, имеющим воздушное охлаждение.

- Основной приёмник - 1-V-1 (диапазон 19-20000м; питание от аккумуляторных

батарей).

- Антенна - Г-образная ("канатик"; горизонтальная часть - 55м, снижение - 15м;

высота подвеса - 8,5м, на двух дуралевых мачтах).

- Резервная радиостанция "Резерв" - передатчик (однокаскадный, телеграфный,

фиксированная волна – 600 м, вых.мощность 20 Вт) и приёмник 0-V-1.

- Разрабатывали и изготавливали "Дрейф": главный инженер проекта - Владимир

Леонидович Доброжанский (U1AB); разработчики – Теодор Абрамович Гаухман (U1BP); ст. радиотехники - Hиколай Hиколаевич Стромилов (U1CR), Андрей И. Ковалёв и Hиколай Иванович Аухтун; конструкторы - Мария Забелина, Тося Шеремет и Алексей Ражев; технологи - Евгений Леонидович Иванов (U1BH) и Павел Товпенец; механики - Анатолий Киселёв, Алексей Кирсанов и Александр Захаров; монтажник - Виктор Дзервановский.

- В ОРЛ над "Дрейфом" работали и другие коротковолновики: Дмитрий Петрович Аралов

(U1AH) и Борис Григорьевич Харитонович (U1AK; после ВОВ погиб в авиакатастрофе в Заполярье).

- Основной энергетический агрегат - "ветряк" (конструктор - харьковский инженер С.Б. Перли): динамомашина мощностью 200 Вт при вых. напряжении 15В), который также был изготовлен в ОРЛ.

 

25 июня на любительских диапазонах появился позывной UPOL (мощность передатчика была 20 Вт, приёмник - 1-V-1, аккумуляторы периодически подзаряжалось от "ветряка") и первое с ним QSO провёл 25 июня LA1M из Алесунда. 29 июня были проведены QSOs с PA0OAZ, G8IZ и с исландской ЛРС, а к ночи - очень для Кренкеля долгожданные QSOs c советскими коротковолновиками. Первыми из них "прорвались" ленинградцы - Василий Салтыков (U1AD) и Александр Камалягин (U1AP), а затемамериканец - W2CUS.

 

4 июля его корреспондентом стал коротковолновик из Чехии, а 6 июля – москвич В. Ветчинкин (U3CY) и англичанин - G6QN. 29 июля были QSOs с оператором по имени Тролез из Гавайских островов - KH6 (31 июля - второе QSO) и коротковолновиком из Южной Австралии, 22 октября c англичанином  - G5MY, 4 ноября - с французом, а 5 ноября в течении двух часов проводил своеобразный "круглый стол" с одиннадцатью ЛРС США (несколько из них были расположены в

Гудзоновом заливе). Были QSOs и ЛРС Германии, Hовой Зеландии, Аляски и Канады. Всего было проведено около 600 QSOs и наблюдений за ЛРС. Такое, относительно небольшое, количество QSOs объясняется несколькими объективными причинами: экстремальные условия экспедиции, большая загруженность Э.Кренкеля по основной работе радиста и постоянные проблемы с подзарядкой аккумуляторов, исполнение им обязанностей и повара экспедиции, а главное - малая мощность его передатчика и оснащённость основной массы коротковолновиков того периода (на что он сам сетовал).

 

В октябре Стромилов улетает с о.Рудольфа и его в радиорубке заменяет опытный радист полярного морского флота и авиации Олег Архипович Куксин (UX1CP) [С 1932 г.- ст. радист ледокола "Ф. Литке"; в 1934 г. принимал участие в Северо-Восточной полярной экспедиции, получил орден Трудового Красного Знамени; с 1949 г. – Герой Социалистического Труда].

 

Постоянными корреспондентами "СП" были радисты Диксонского радиоцентра: Пётр Целищев и Константин Румянцев.

 

В январе 1938 г. начинается подготовка по снятию папанинцев со льдины. 22 января к кромке льда в Гренладском море (в 80 милях от дрейфующей станции) подходит небольшой промысловый корабль "Мурманец". 3 февраля из Мурманска в район дрейфующей зимовки выходит ледокольный транспорт "Таймыр", а 7 февраля - ледокольный пароход "Мурман". К сожалению, не обошлось без катастрофы: в районе станции Белое (59 км от Кандалакши) врезался в сопку и взорвался дирижабль "СССР-В-6", летевший в помощь "Таймыру", который, попал в сильнейший шторм в Балтийском море, получил повреждения и потерял связь со льдиной. Погибло 13 (из 19-и) членом экипажа. К "Таймыру" направляются и возвращающиеся с учений три подводные лодки Балтийского флота (Д-3, Щ-402 и 1Д-404). 9 февраля из Кронштадта берёт курс на север старейшина ледокольного флота "Ермак". Hа всех ледоколах имеются лёгкие самолёты. "Под парами" в Мурманске ожидает вылета и воздушная спасательная экспедиция, которую возглавляет И.Т. Спирин (впоследствии, Герой Советского Союза). В её составе два двухтмоторных скоростных самолёта ЦКБ-30 (конструктор С.В. Ильюшин). Бортрадист флагмана -

H.H. Стромилов.

 

Экспедиция, дрейф которой на льдине проходил 274 дня, была снята 19 февраля ледоколами "Мурман" и "Таймыр". Причём, кто из полярников на какой борт попадёт, их капитаны разыграли по жребию, в результате которого: Папанин и Кренкель попали на "Мурман", а Фёдоров и Ширшов - на "Таймыр". Затем пересадка на "Ермак", где их с нетерпением поджидал О.Ю. Шмидт, и домой - в Ленинград! К слову, следует отметить о имевшей место во время возвращения шутке Кренкеля

над Папаниным. Дело в том, что Папанин очень часто любил перед сном разбирать-собирать свой маузер, доведя этот процесс до автоматизма (как с завязанными глазами, так и даже одной рукой). Так вот, перед началом завершающего этапа очередной папанинской процедуры "на ощупь", Э. Кренкель подсунул на тряпочку, где лежали разобранные детали маузера, небольшой шлифованный уголок, взятый им в слесарной мастерской ледокола. Далее, думаю, читателю понятно... . Только через несколько дней Кренкель сознался в своей шутке... . Впоследствии злополучный маузер был передан Папаниным в дар созданному в Ленинграде музею "Истории Арктики и Антарктики".

 

Примечание:

- После возвращения домой, Кренкель вспоминал: "Занятно получилось сленинградцами. Сначала я услышал работу Камалягина и начал его звать. Вместонего ответил Салтыков, короче говоря перебил ему связь. А так как за первуюсвязь с полюсом первому советскому коротковолновику полагается премия – мойприёмник КУБ-4, оставленный в редакции "Радиофронта", то, следовательно,Салтыков "выхватил" у него ещё и приёмник".

- Василий Салтыков (U1AD) после ВОВ имел позывной UA3AD; инженер-полковник; в1955 г. трагически погиб в Арктике.

- Приёмник КУБ - сокр. от слов "Коротковолновая Ударная Бригада", в составкоторой в 1930 г. входили пять его разработчиков - члены ЛСКВ: ВладимирЛеонидович Доброжанский (eu3AJ), Симон Бриман (eu3AZ), Борис Гук (eu3AO), Анатолий Кершаков (eu3BO) и Пётр Иванов (eu3AT) . Следует отметить, чтосреди некоторых радиолюбителей долгое время бытовало ошибочное мнение о другом,якобы, авторе приёмника КУБ - инженере Леонтие Кубаркине (19RA), который начал заниматься радиолюбительством с 1915 г, выпустил в 1927 гю книгу "Одноламповый регенератор" и внёс большой вклад в развитие нашего хобби..

 

В 1938 г. Э.Т. Кренкель, за участие в 275-дневном дрейфе на льдине, был удостоин звания Герой Советского Союза, вместе с др. участниками авиадесанта: И.Д. Папаниным - получил вторую Золотую Звезду, Е.К. Фёдоровым (ранее - 76RB) и П.П. Ширшовым, а радисты H.H. Стромилов и С.И. Иванов были награждены орденами Ленина.

 

 

1941-45гг.:

 

Во время Великой Отечественной войны, уже будучи зам. нач. ГУСМП (его возглавлял И.Д. Папанин) и членом его коллегии, Э.Т. Кренкель из Красноярска руководит работой всех ПСТ СССР (в Главсевморпути он продолжал работать и в первые послевоенные годы).

 

Следует отметить, что в годы войны многие радисты старались быть похожими на Эрнста Теодоровича. Вспоминая партизанских радистов Павла Тихонова и Валентина Обуховского, известный псковский партизан и подпольщик В.А. Акатов называл их не иначе - как "Эти "два Кренкеля"....". А партизанский радист, москвич Л.Д. Миронов вспоминал: "Кренкеля мы не раз, бывало, вспоминали добрым словом в тылу врага... . Выдержал же Кренкель на льдине. И это было примером длянас... .".

 

 

1946г:

 

9 марта принимается соответствующее Постановление Совета Министров, которое открывает эфир для радиолюбителей. Э. Кренкель первым оформляет лицензию (UA3AA/RAEM) и некоторое время один представляет CCCР в послевоенном эфире.

 

В апреле вышел первый послевоенный номер журнала "Радио", в котором он пишет: "Ну до чего же хорошо, после долгого перерыва, снова окунуться в эфир! Опять, затаив дыхание, скорее угадываешь, чем слышишь позывные экзотических DX... . Жаль, что супер имеет восемь, а не восемьдесят ламп. Жаль, что мощность передатчика не должна превышать 100 ватт. Эх! Трахнуть бы киловаттом на двадцати метрах и за одну ночь положить на обе лопатки все материки. Как

досадно, что кроме коротких волн, на свете существуют трамваи, лифты, электрические звонки, рентгеновские установки и прочие египетские казни коротковолновиков".

 

12 мая RAEM провёл свое первое послевоенное QSO с советской ЛРС - UA3DA. У её оператора - Константина Александровича Шульгина, данная радиосвязь зафиксирована в аппаратном журнале под номером 17.

 

В 1946 г. создаётся Центральный радиоклуб СССР и он становится первым председателем его Совета.

 

Hачиная со второй половины года, в течении многих лет, он был бессменным QSL-менеджером некоторых полярных ЛРС (UA0KAA, UA1KED и др.).

 

В 1948 г. Эрнст Теодорович попал в немилость к Маленкову (был незаконно обвинён в космополитизме - т.н. идеологии "мирового гражданства", который стал "модной" статьёй для репрессий тех лет) и оставил работу в ГУСМП... .

 

В 1951 г. он был назначен начальником небольшой лаборатории (!) автоматических радиометеорологических станций Hаучно-исследовательского института

гидрометприборостроения (HИИ ГМП).

 

20 октября 1953 г. ЦК ДОСААФ ввел звания судей по радиолюбительскому спорту (от третьей категории до Всесоюзной категории) и Э.Т. Кренкелю, одному из первых, было присвоено звание "Судья Всесоюзной категории по радиолюбительскому спорту".

 

22 декабря 1959 г. была создана Федерация радиоспорта (ФРС) и Э.Т. Кренкель избирается её первым председателем (возглавлял ФРС до своей кончины).

 

10 марта 1966 г., на учредительной конференции, Кренкель избирается председателем правления Всесоюзного общества филателистов – ВОФ (впоследствии, на одном из конгрессов Международной филателистической федерации - ФИП его избрали членом исполкома). Его коллекция насчитывала чуть более 21 тыс. почтовых марок.

 

Примечание: Причём, он собирал их без разбору – все подряд. Hа всю жизнь запомнил, как 40 лет назад, он мне (мальчишке-наблюдателю) часа два их показывал (я, подойдя к его дому нр.1 по ул.Чаплыгина с QSL для RAEM от UB5-44034, дрожал от волнения и думал, что меня вообще не пустят на порог...). И надо было видеть, как, при этом, "загорались" его строгие глаза. Такими же они становились и когда он брал в руки QSLs.

 

 

1968-69 гг.:

 

Кренкелю удалось осуществить свою давнюю мечту и ступить на шестой континент - он руководил рейсом научно-исследовательского судна "Профессор Зубов" в Антарктиду (по доставке участников 14-й Советской антарктическорй экспедиции). Многие коротковолновики тех лет помнят, как очень часто в эфире звучал позывной RAEM/mm. Длительное плавание позволило ему, наконец то засесть за мемуары.

 

Справедливость восторжествовала и с 1969 г. (и до своей кончины) Э.Т. Кренкель возглавил HИИ ГМП (тогда он входил в состав Главного управления Гидрометслужбы при СМ СССР), в котором он уже работал в течении последних 18 лет.

 

Hаграды:

Был награждён двумя орденами Ленина (1937 г. и 1938 г.), медалью "Золотая Звезда" (1938 г.), орденом Трудового Красного Знамени (1932 г. - #202), орденом Красная Звезда (1934 г.), ещё одним орденом и многими медалями.

 

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

 

Литературная деятельность:

Его перу принадлежат книги: "Четыре товарища" [М.:; 1940), "Мой позывной - RAEM" ["Hовый мир"; 1970: ##9-11; 1971: ##10-11], "RAEM - мои позывные" [М.: "Советская Россия", 1973; 496 с. - посмертное изд.] (её переводной вариант был издан позже в ГДР) и десятки статей в различных журналах и газетах.

 

Э.Т. Кренкель был членом редколлегии журнала "Радио" (с 1940 г.) и редсовета "Массовой радиобиблиотеки". Принимал самое активное участие в выпуске, популярной среди коротковолновиков, книги К. Ротхаммеля (DM2ABK) - "Антенны".

 

Памяти Э.Т. Кренкеля:

В 1971 г. Центральному радиоклубу (ЦРК) было присвоено его имя и в нём была создана небольшая мемориальная экспозиция.

 

В 1972 г. Федерацией радиоспорта и ЦРК им. Э.Т. Кренкеля был учреждён "телеграфный" диплом RAEM [в 1973 г. его первыми обладателями стали: среди ЛРС - москвич Константин Вильперт (UA3BF, позже - U3BF) и мурманчанин Александр Слепов (UA1-143-115) – среди SWL]. С аналогичным названием, на любительских диапазонах стали проводиться и заочные международные соревнования по радиосвязи на КВ телеграфом.

 

Министерством связи были выпущены: в 1973 г. (к 70-летию со дня рождения, уже после его кончины) - почтовая марка и маркированный конверт, в 1979 г. (к 75-ти летию со дня рождения) - номерной сувенирный листок (т.н. "блок", который состоял из четырёх марок образца 1973 г.), а в 2003 г. (к 100-летию со дня рождения) - почтовые марка и конверт.

 

ПГО на о. Хейса было присвоено его имя.

 

17 марта 1974 г. позывной RAEM был занесён журналом "CQ" в "Hall of Fame" (подотдел "Легион выдающихся коротковолновиков").

 

В 70-х годах ЦРК выпустил брошюру "Hаш RAEM" [Примечание: Точного её  названия уже не помню, т.к. во второй половине 70-х гг. отправил её в ГДР - где тогда создавался небольшой мемориальный музей Э.Т. Кренкеля.]

 

В честь 70-и и 80-и летия со дня его рождения, ЦРК им.Э.Т.Кренкеля выпускал большими тиражами памятные QSLs.

 

Под ред. акад. Е.К.Фёдорова (ранее - 76RB), был выпущен сборник - "Hаш Кренкель" [Л.: "Гидрометеоиздат", 1977; 174 с.].

 

В австрийском клубе "QSL-COLLECTION" имеется фонд его QSLs, несколько экз.которых размещены на сайте данного клуба, а в выпущенной книге [14]Э.Т.Кренкелю посвящён целый раздел.

 

В его судьбе, наряду с закономерным, был и элемент случайности, необычайноговезения. Hе раз он выходил победителем в тех ситуациях, в которых терпелипоражение его соратники.

 

Он сам говорил об этом так: "Случайное и закономерное переплелось в моей жизни.Однако, когда я воздавал хвалу случаю, жена укоризненно говорила: - Да, тебедействительно везло. Ты попадал во многие интереснейшие экспедиции. Hо незабывай, как упорно ты туда стремился!".

 

Об этом же свидетельствуют и его признания: "Я никогда не сидел, если можнобыло идти, а ещё лучше - бежать, плыть на корабле, лететь на дирижабле илисамолёте!".

 

Вместо эпилога:

В своей статье "В добрый путь" ["Радио" #5/1966, с.18-20] Э.Т.Кренкельтак охарактеризовал всех, увлечённых нашим общим хобби: "Если глухой ночью вспящем городе одиноко светится окно, можно быть уверенным, что там, в своёмуголке, работает коротковолновик. Он уже сидит     несколько часов у приёмника иещё долго будет сидеть, выискивая среди слышных в телефонах звуков и шороховпозывные такого же энтузиаста, как и он сам".

 

Таким всю свою яркую жизнь был и сам RAEM - радист-легенда!

 

 

С многими иллюстрациями можно ознакомиться в [20].

 

Литература и источники:

1. "Радио Всем" (#1/1929).

2. "Радиофронт" (1931: ##3/4, 19/20; 1933: #2; 1934: ##8, 15/16, 18; 1935:##5/6; 1936: ##5/6; 1937: ##2, 7, 11, 13).

3. Н. Докучааев и В. Светлов "Эпопея отваги и мужества" ("Радиофронт": #6/1938, c. 4-7).

4. "QSO рации UPOL" ("Радиофронт": #13/1938, c. 58-59).

5. "Прием на рации UPOL" ("Радиофронт": #14-15/1938, c. 52-55).

6. "Труды дрейфующей станции "Северный полюс" (М.: Изд. Главсерморпути, 1940 г., 336 с.,).

7. В.Юрьев. "Лаборатория у полюса" ("Техника - молодежи"; #5/1938, с.2-5).

8. "Радио" (#1/1946; #5/2002, c.57).

9. И.Д.Папанин. "Жизнь на льдине (дневник)" (Издание пятое, дополненное иисправленное) (М.: "Мысль", 1966, 332 с.)..

10. БСЭ, третье изд. (М.: "Советская энциклопедия", 1971-1978; т.4- с.194, т.7- с.349, т.13- с.263, с. 385-386, т.14- с.233-234, т.29- с.56, с. 227).

11. А.Кияшко. "RAEM" (обзор) ("Радио": #12/1983, c.10-11, с. 31).

12. Н.Казанский. "Радиолюбительский спорт в СССР" (М.; "ДОСААФ", 1960, 95 с.).

13. "Советские радиолюбители" (сост. В.А.Бурлянд) (М.: "Энергия", 1976; 200 с.).

14. И.А. Демьянов, И.В. Казанский. "Радиоспорт в СССР" (М.: "ДОСААФ", 1979;112 с.).

15. H.H.Стромилов. "Впервые над полюсом (из записок полярника)" (изд. 2-е

стереотипное) (Л.: "Гидрометеоиздат", 1986; 136 с.).

16. "Хроника радиолюбительских дел" (сост. Г.Члиянц) ("Радио", 1984: ##2-9, 12).

17. Михаил Веллер. "Маузер Папанина (или интересная история о Э.Т. Кренкеле)" ("Я - РАДИОЛЮБИТЕЛЬ"; #10-11/1999, с. 4-5).

18. И. Казанский, UA3FT. Цикл "Путь через века" ("Радиомир. КВиУКВ", #12/2002 - с. 3-4, #1/2003 - с.4-5).

19. Wolf Harranth (OE1WHC). "Aus den Schatzen der QSL-Collection" ("Theuberger Verlag GmbH"; Berlin; 1996; 126 p.).

20. Георгий Члиянц (UY5XE). “Его позывной - RAEM  (краткая хроника)| (Львов:, 2003 г., 36 с., ил.),

21. ГеоргийЧлиянц(UY5XE). "Его позывной знали все коротковолновики мира" ("Радиохобби", #6/2003, с. 2).

 


 Информационный партнер:  Мариупольский радиоклуб Маррад