Как создать дружный и надежный детский коллектив

Работа с молодежью

Прежде всего, хочу сразу сказать, что все на 90 процентов зависит от руководителя. И понятно, что он должен обладать многими качествами и навыками, так как собирается не только научить своих воспитанников основам радиосвязи, но еще и постоянно вести воспитательный процесс в группе. Как этого достичь? И что, собственно, нужно воспитывать?

И главное — как? Какие можно дать советы и рекомендации, чтобы работа на детской коллек-тивной радиостанции была интересна и чтобы воспитанники стремились все свободное время проводить именно там? Постараюсь дать некоторые советы и рекомендации, а также поделиться некоторым опытом своей работы. (Хотя давать советы — дело такое неблагодарное…)

Сразу же хотел бы отметить, что главный фактор, который будет удерживать мальчишек, — это интересное дело и взаимоотношения в коллективе. Насчет первого: казалось бы, интерес — это и есть радио, и что здесь еще огород городить! Но если интерес будет завязан только на одном радио, то все равно рано или поздно это наскучит, и не избежать «потерь». Поэтому важно, чтобы делом стало не только радио. Можно учить ребят фотографировать и снимать видеоролики. Кстати, этот материал не раз пригодится для отчетов и разных презентаций как новым ребятам и родителям, так и чиновникам. Можно также выпускать свою газету или хотя бы просто «боевой листок», где писать, кто из ребят установил самую дальнюю радиосвязь, кто победил в соревнованиях, разные объявления. А самое главное — это радиоэкспедиции. А для того чтобы они были успешными, обязательно нужно будет научить ребят и основам туризма. Как видите, есть много разных вариантов. И не забудем про разные конкурсы, викторины и соревнования между ребятами.

Взаимоотношения в коллективе нужно всегда поддерживать в радиолюбительском духе. Важно, чтобы сразу была дана установка на то, что все мы являемся товарищами, и так будет всегда. Никто из старших не будет смеяться над неудачами новичков, а наоборот — именно старшие ребята должны всегда помогать и поддерживать новеньких. Это очень непростая задача. Но одновременно это и та самая «контргайка», которая не даст развалиться коллективу.

Не менее важна польза. То, что оценят воспитанники. Конечно, их еще многому придется учить. И этот процесс нужно строить не по принципу урока в школе, а совсем по-другому.

Можно рекомендовать это сделать в виде игры. Вот, например, тема занятия «Позывной сигнал». Минимум теории, даем только общие понятия и не больше 5 минут. А дальше — игра.

Пусть ребята возьмут QSL-карточки и прочтут названия позывных фонетическим алфавитом. Но это только тренировка. А эту же тренировку можно перевести в игру. Даем ребятам две радиостанции (так уже можно сочетать теорию и практику), портативки LPD-диапазона. Делим их на две группы. Задача одной из них — по карточкам правильно передавать позывной, другой — правильно принять и записать его. При этом вариант: «пробить» принятый позывной по аппаратному журналу и узнать, какой стране он принадлежит, какое расстояние.  После выполнения задания (например, передать и принять 10 позывных из разных стран или принять и записать как можно большее количество позывных за определенное время) группы меняются ролями. А сколько возможностей открывает туристическая подготовка! Если вы планируете радиоэкспедицию, то без туризма никак не обойтись. Можно уделить внимание таким интересным делам, как укладка рюкзака, установка палатки, выбор места для костра, разжигание костра и приготовление пищи, умение работать с картой, ориентирование. И опять обучение будет включать теорию и прак-тику. Приведу пару примеров. Скажем, ребята разучивают узлы (для наших дел достаточно освоить прямой, шкотовый, выбленок, мертвую петлю, проводник). А практическое применение узлов — связать из посохов длиной в полтора метра мачту для антенны. Когда все научатся это делать, можно элементы туристической подготовки включить в каникулярные соревнования. У нас такие соревнования всегда были комплексными и охватывали многие знания и умения: основы радиосвязи, основы туризма, ориентирования, фотосъемки, оказания первой помощи. Кстати, ребятам очень интересно строить из посохов и веревки разные макеты: мачты, треноги, лестницы.

Вообще такие игровые моменты всегда должны быть в запасе у руководителя, и именно такие игры или неожиданные задания всегда интересны мальчишкам. Главное, чтобы игры не повторялись, собственно, как и сами занятия. Если занятия интересны, неповторимы и есть хороший коллектив (с которым всегда нужно работать — это непрерывный процесс), то успех будет.

А теперь подведем итоги.

1.  Процесс формирования детского коллектива идет долго и требует постоянных усилий со стороны руководителя — и в плане проведения самих занятий, и в плане воспитания коллектива.

2.  Делайте занятия интересными. Помните, что у ребят падение интереса неминуемо приводит к скуке. Стараемся давать минимум теории, побольше практики. Не забываем вводить элементы игр и соревнований.

3.  Работаем со старшими ребятами — воспитываем в них лидеров. Основная черта лидера — это помощь и поддержка новых ребят, которые только делают первые шаги в радио.

Кстати, лидеры уже многое знают и умеют, они главные помощники руководителя. Высший пилотаж — это когда лидер проводит часть занятия с начинающими (так называемый процесс взаимообучения).

Алексей Тепцов, RN6LLV,

г. Белая Калитва.

Газета "73" №2.

г. Новосибирск, а/я 30. Забуга М. Г.

Тел.: +7 923-403-85-51

E mail: gazeta73@gmail.com, ua9oap@rambler.ru

 


 Информационный партнер:  Мариупольский радиоклуб Маррад