Земля в иллюминаторе видна...

Работа с молодежью
Астронавт НАСА Дуг Уилок использует радиолюбительскую систему на Международной космической станции.
Астронавт НАСА Дуг Уилок, бортинженер 24-й экспедиции, в 2010 году использовал радиолюбительскую систему в служебном модуле `` Звезда '' Международной космической станции.
(НАСА)

Международная космическая станция стоит более 100 миллиардов долларов. Радиостанцию можно купить за несколько сотен долларов.

Возможно, это частично объясняет привлекательность того, что одно из величайших научных изобретений человечества взаимодействует с Землей с помощью технологий, которым более 100 лет. Но, возможно, есть более простое объяснение того, почему астронавты и радиолюбители говорят и разговаривают годами.

Астронавт НАСА Дуг Уилок был всего через несколько недель после шестимесячной миссии на космической станции, когда начало возникать чувство изоляции.

Уилок будет разлучен с близкими, за исключением общения через интернет-телефон, электронную почту или социальные сети. Временами стресс и напряжение от службы в качестве командира станции могли быть очень сильными.

Однажды ночью, глядя в окно на Землю внизу, он вспомнил радиолюбительскую радиостанцию ​​космической станции. Он подумал, что включит его - посмотреть, слушает ли кто-нибудь.

«Любая станция, любая станция - это Международная космическая станция», - сказал Уилок.

Поток голосов доносился из радиоволн.

Астронавты на борту космической станции часто разговаривают со студентами по любительскому радио, которое также можно использовать в чрезвычайных ситуациях, но это запланированные выступления. Некоторые, как Уилок, проводят свое ограниченное свободное время, общаясь с радиолюбителями по всему миру.«Это позволило мне ... просто связаться с человечеством там, внизу», - сказал Уилок, который общался со многими операторами, известными как «радиолюбители», во время пребывания на космической станции в 2010 году. «Это стало для меня эмоциональным и волнующим. действительно интуитивная связь с планетой ».

Первая радиолюбительская передача из космоса датируется 1983 годом, когда астронавт Оуэн Гэрриот вышел в эфир с космического корабля "Колумбия". Гэрриот был лицензированным радиолюбителем, который, вернувшись на Землю, использовал свое домашнее оборудование в Хьюстоне, чтобы поговорить со своим отцом в Оклахоме.

Гэрриот и его коллега-астронавт Тони Инглэнд подтолкнули НАСА разрешить использование любительского радиооборудования на борту шаттлов.

«Мы подумали, что это будет хорошим стимулом для молодых людей заинтересоваться наукой и техникой, если они смогут испытать это», - сказал Англия, который был вторым астронавтом, который использовал радиолюбители в космосе.

Почти полностью добровольная организация под названием «Любительское радио на Международной космической станции» ( ARISS) теперь помогает наладить контакт между студентами и астронавтами на космической станции. Студенты готовятся быстро задавать вопросы один за другим в микрофон для любительского радио в течение короткого 10-минутного окна, прежде чем космическая станция вылетит из зоны досягаемости.

Астронавт НАСА Ник Хейг плавает внутри европейского лабораторного модуля Колумбус во время радиосессии HAM.
Астронавт НАСА Ник Хейг парит внутри европейского лабораторного модуля Колумбус во время сеанса радиолюбителя 30 мая 2019 года на борту Международной космической станции.
(НАСА)

«Мы пытаемся представить себя сеющими семена и надеемся, что у нас вырастут могучие дубы», - сказал Кеннет Г. Рэнсом, координатор проекта МКС Хэм в Космическом центре Джонсона НАСА в Хьюстоне.

Как правило, ежегодно выбирается около 25 школ по всему миру, сказала Розали Уайт, международный секретарь-казначей ARISS.

«Не так уж много людей могут поговорить с космонавтом», - сказала она. «Они понимают важность этого».

Разговоры доставляют удовольствие и космонавтам.

«Вы разговариваете с кем-то и смотрите прямо туда, где они находятся», - сказал астронавт НАСА Рики Арнольд II.

По словам экспертов, за последние 10 лет радиолюбители стали более популярными, имея около 750 000 лицензированных операторов-любителей в США (не все из которых активно работают в эфире). Помогает пробудить этот интерес: экстренная связь.

«Радиолюбители - это когда все остальное терпит неудачу», - сказала Диана Файнберг, менеджер отдела Лос-Анджелеса Американской лиги радиорелейной связи, национальной ассоциации любительского радио. «В отличие от других форм связи, он не требует какой-либо коммутируемой сети».

Но для некоторых радиолюбителей привлекательность - это возможность общаться с людьми со всего мира - или даже не только.

Во время своего 10-дневного полета на шаттле в 1983 году астронавт Гэрриот разговаривал с 250 радиолюбителями со всего мира, в том числе с королем Иордании Хусейном и сенатором Барри Голдуотером из Аризоны. Гэрриот умер в 2019 году .

«С моей точки зрения, даже с юного возраста было очень очевидно, насколько вдохновляющим был этот момент во всем мире», - сказал его сын Ричард Гэрриот. «Люди из Австралии и Америки со всех концов настроились на это, и это их явно тронуло. Независимо от того, где они находились, где бы они ни находились физически, все они стали частью этого глобального опыта ».

Неудивительно, что Ричард Гэрриот последовал примеру своего отца, совершив в 2008 году полет на космическую станцию ​​в качестве частного астронавта. В свободное от 12-дневной миссии время младший Гэрриот контактировал с таким количеством радиолюбителей на земле, включая своего отца, что два листка бумаги, которые он принес для записи контактов, заполнились в течение его первого дня на радио.

«На любом умеренно населенном участке суши, независимо от времени дня и ночи, вы найдете многочисленную группу энтузиастов, готовых вступить в контакт», - сказал он.

Что движет этим стремлением к контакту? Радиооператоры-любители любят вызовы, особенно когда дело доходит до удаленных или необычных мест.

«Мы всегда на любительском радио разговариваем с людьми, которых не знаем», - сказал Англия. «Если бы нам не нравилось знакомство с другими людьми таким образом, мы, вероятно, не были бы радиолюбителями».

Оператор-любитель Ларри Шонс на протяжении многих лет установил несколько контактов с астронавтами, впервые в 1980-х годах, когда еще подростком он достиг Оуэна Гэрриота.

Совсем недавно 56-летний Шонс связался с астронавтом НАСА Сереной Ауньон-Ченселлор в 2018 году.

«Привет, это Ларри из Миннесоты», - сказал он после того, как Ауньон-Ченселлор подтвердил свой позывной.

«О, Миннесота!» она ответила, добавив, что она могла слышать его «сверхчисто» в космосе и что у него должно быть хорошее оборудование.

«Всегда интересно разговаривать с кем-то в космосе, - сказал Шонс, техник-электронщик из Альберта Ли, штат Миннесота. - Никогда не знаешь. Я все время слежу за частотой ».

Джеймс Ли знает, что добраться до космической станции можно либо ударить, либо пропустить. Он и его друг однажды остановились возле фермы в Баннелле, штат Флорида, когда космическая станция пролетела над их головами.

Пара сидела в грузовике с антенной на крыше и радиооборудованием в кабине. После нескольких попыток они услышали, как Ауньон-Ченселлор ответил: «Доброе утро, Флорида. Как дела?"

53-летний Леа, кинорежиссер и инженер, вспоминал, что он и его друг «сидели посреди капустного поля. Тот факт, что она вернулась к нему, был невероятным ».

Дочь Ли Хоуп годами пыталась добраться до космической станции, но так и не получила ответа. Она получила лицензию на радиолюбительство в 8 лет. Сейчас Хоуп 14 лет думает о том, чтобы стать астронавтом и отправиться на Марс, сказал ее отец.

Дэвид Пруэтт, врач скорой помощи из Хиллсборо, штат Орегон, попытался связаться с космической станцией, используя многодиапазонную любительскую радиостанцию ​​с магнитной антенной, помещенной в форму для пиццы для улучшения характеристик. Работая за своим обеденным столом, он предпринял много бесплодных попыток. Но однажды космическая станция приблизилась к западному побережью, и Пруэтт снова позвонил.

«Ноябрьская Alpha One Sierra Sierra», - сказал он, используя радиолюбительский позывной космической станции.

Секунды молчания растянулись после того, как Пруэтт опознала: «Рентген Кило Фокстрот Семь Эхо Танго, Портленд, Орегон»

Затем послышался треск, затем - голос астронавта Уилока. В конце оба подписали «73» - хамский жаргон, означающий «с наилучшими пожеланиями». От воспоминаний об этом первом разговоре в 2010 году волосы на руках Пруэтта до сих пор встают дыбом.

«Это было абсолютно невероятно», - сказал Пруэтт. «Нажать кнопку микрофона и позвонить на Международную космическую станцию, а затем отпустить кнопку и подождать, а затем вы услышите этот небольшой треск, и вы услышите, как Дуг Уилок возвращается и говорит:« Добро пожаловать на борт Международной космической станции »- это просто ошеломляюще. "

У Пруетта и Уилока было 31 контактное лицо, одно из которых произошло, когда Пруэтт застрял в пробке в Такоме, штат Вашингтон.

«Я чувствую, что подружился с ним», - сказал 64-летний Пруэтт, который записал многие из своих контактов на YouTube. «Я могу только представить, что их рабочая нагрузка очень ограничена, и у них очень мало свободного времени, но я думаю, что с его стороны было очень щедро пожертвовать столько же своего свободного времени радиолюбителям, сколько он сделал».

Уилок хорошо помнит Пруэт.

«Дэвид был одним из первых, с кем я познакомился», - сказал он. «Он был одним из первых голосов, которые я услышал, когда приближался к Западному побережью».

Другие радиолюбители Уилока произвели на него такое же глубокое впечатление - включая человека из Португалии, с которым он разговаривал так много раз, что Уиллер и его коллеги-астронавты однажды исполнили ему серенаду «С Днем Рождения».

Уилок также связался с некоторыми из первых спасателей, которые работали над спасением 33 чилийских горняков, застрявших под землей в течение 69 дней в 2010 году.

«Я просто хотел подбодрить их… сказать им, что наверху есть кто-то, кому небезразлично, что они делают и что встречает их на пути», - сказал он.

Во время шестимесячной миссии с 2005 по 2006 год астронавт НАСА Уильям МакАртур по радиолюбительскому радио разговаривал с 37 школами и установил более 1800 индивидуальных контактов в более чем 90 странах.

 

«Это бесконечно малый процент населения мира, но это намного больше, чем, я думаю, я мог бы напрямую коснуться любым другим способом», - сказал он. «Я хотел поделиться с людьми, которые, возможно, были случайными, у которых, возможно, не было особой связи или понимания космических исследований».

Это также позволило внести разнообразие в его собеседников. Во время полета главным товарищем по экипажу МакАртура был российский космонавт Валерий Токарев.

«Я люблю его как брата. Мы очень, очень близки », - сказал он. «Но все же это еще один человек на шесть месяцев».

https://www.latimes.com/business/story/2020-12-23/ham-radio-and-astronauts