А вы ходили в детстве в кружки?

Работа с молодежью

Мой папа был радиоинженером и радиолюбителем. Когда мне было шесть лет, он научил меня паять и конечно я был рядом (и наверное сильно мешался), когда он создавал свои радиолюбительские конструкции.

В девять лет меня в первый раз отправили в пионерский лагерь, где я конечно же пошёл в радиокружок. Помню, что было интересно, совершенно не помню, чем там занимался. Помню только, что итоговую работу за меня делал руководитель кружка. Осталась только вот такая фотография.

 

 

Фотография постановочная: фотограф сказал возьми в руку микрофон и делай вид, что в него говоришь. Видимо он не очень понимал, в чём заключается радиолюбительство.

Кстати, слово "радиолюбитель" имеет в русском языке два совершенно разных значения:

1. Человек, увлекающийся радиосвязью и имеющий свою радиостанцию. Цель такого радиолюбителя - установка связи с другими такими же радиолюбителями, порой находящимися на других континентах и обмен QSL-карточками, подтверждающими факт дальней связи. Узнать место дислокации такого радиолюбителя просто - на крыше дома, где он живёт, стоят огромные антенны сложной конструкции (заодно облучающие соседей мощностями до киловатта).

2. Человек, конструирующий свои электронные устройства. В Советском Союзе радиолюбителей второго типа было множество. Из-за того, что ничего нельзя было купить, многие пытались делать это сами (тем более что детали было достаточно просто спереть с работы). Люди паяли усилители, бытовую автоматику и многое другое. Огромной популярностью пользовался журнал "Радио", в котором публиковались схемы различных устройств. Пикантной особенностью журнала "Радио" было то, что в публиковавшихся схемах использовались детали, которые не продавались в магазинах. Их можно было только стащить на работе или купить у барыг, укравших их на своей работе.
Сейчас радиолюбителей меньше в тысячи раз. Купить почти любое устройство дешевле, чем сделать его самому. Журнал "Радио" выходит до сих пор, но тиражи у него совсем не миллионные, как в Советское время.

Мы с папой были радиолюбителями второго типа. Папа спаял усилитель мощности (который я потом переделал и сделал к нему предварительный усилитель), сделал уникальные колонки с тринадцатью дырами-фазоинверторами на задней стенке. Мы делали множество переключателей новогодних гирлянд, несколько электронных часов: первые - папины, на газоразрядных индикаторах, потом - мои, на электролюминисцентном индикаторе с будильником и управлением нагрузкой. Генератор звуковой частоты, который папа начал делать, а я закончил. Я делал цветомузыку, успешно работавшую потом на школьной дискотеке.

Конечно, тот первый радиокружок в пионерском лагере Мир был не единственным, в который я ходил.


 





Второй радиокружок был там же и с таким же результатом.

Третий радиокружок был в доме пионеров и отличался тем, что был он чисто теоретический. Точнее, практику обещали, но до неё так и не дошло. Руководитель заставил нас купить здоровенные тетради формата А4 на 96 листов и мы, 12-летние, слушали его лекции про pn-переходы, расчёт трансформаторов и записывали в тетради.
Я вытерпел месяца три.

Последний, четвёртый радиокружок чудесным образом открылся в подвале соседнего дома. Там была полная противоположность: вот вам паяльники, вот детали, вот приборы - делайте сами, что хотите. И что-то мы делали, не помню только что.

А вы ходили в детстве в кружки?

© 2020, Алексей Надёжин